Наступил Великий пост, и первым же естественным движением души становится желание усилить молитву. Но как именно: насколько и в каком направлении? Достать ли особый, увесистый — постный — молитвослов или вооружиться против молитвенных препон понуждением и смирением? Искушения при смене привычного ритма духовной жизни далеко не редкость, но если подойти ко всему с рассуждением, мы выйдем из них более искусными. Не для того ли и положено перед нами поприще поста?
К молитве мне все время приходится себя понуждать. Каждый раз делаю это через силу. Как стяжать дар молитвы и не потерять его?
— В духовной жизни во многом приходится себя понуждать. И это понятно, ведь Христос сказал так: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Нам всем заповедано: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). Спаситель указывает нам на необходимость трудиться, исполняя волю Божию ради спасения души. Не только в молитве — в любом деле. Труд даже в раю был положен первой заповедью: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:15).
Насколько для современных христиан подходит практика Иисусовой молитвы? Кому ее можно рекомендовать и во всех ли случаях она будет полезна?
— Вопрос об Иисусовой молитве очень сложен. Святые отцы писали: «Близ тебя слово в устах твоих, и в сердце твоем; если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься: ибо всякий, кто призывает имя Господне, спасется». Афонские созерцатели-старцы жили вдали от мира и умели всегда пребывать в этой молитве, тем самым достигая того, что она занимала и ум их, и сердце. Другое дело, когда человек живет в миру, общается с другими людьми, ходит на работу… Такому, разумеется, очень трудно постоянно пребывать в молитве. Вот почему многие духовные наставники не рекомендуют своим чадам механическое произнесение Иисусовой молитвы. Не случайно и святые отцы предупреждают: «Друзья! Никто не против очищения телесных чувств, но говорим о том, что, если отделять очищение чувств от умного делания, получится большое несогласие». Поэтому не следует искусственно вызывать в своем сердце какие-либо необычные ощущения во время молитвы. Когда будет нужно, Господь Сам пошлет их. Святой Исихий говорит так: «Бога бойся и заповеди Его храни, чувственно и умно; если умно себя понудишь хранить, то мало-помалу и чувственно на делание их взойдешь».
К осторожности в творении Иисусовой молитвы призывают многие известные святые. Например, святой Паисий Величковский высказывает опасения по поводу издания древних славянских и греческих книг, «боясь же и трепеща, что эти (святые творения), как и прочие книги, как вещь продаваемая, предлагаемы будут не только монахам, но и вообще всем православным христианам; и по ним обучившимся самочинно, без наставления опытных, деланию умной молитвы, как бы не воспоследовала прелесть; а за прелестию, как причиною, не воспоследовала бы от суемудрых хула на это святое и пренепорочное дело». Так что будьте осторожны, не стремитесь к тому, к чему вы еще не готовы, советуйтесь во всем с вашим духовным наставником.
Каждый день за чтением утренних молитв приходится пропускать через себя такие слова: «яко николиже сотворих благое пред Тобою». Трудно всерьез и с искренностью произносить их, ведь, осознавая, конечно, множество своих прегрешений, нельзя же не видеть, что и хорошее ты тоже все-таки умудряешься делать. Может быть, я чего не понимаю?
— Речь идет о словах четвертой молитвы святого Макария Великого, которая включена в утреннее правило после Символа веры. Вот она полностью: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Посмотрим перевод: «Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и всегда, и в веки вечные. Аминь».
Искренне ли мы произносим эти слова? Уверен, что искренне, ведь что значат наши добрые дела в глазах Божиих? Да ничего. И мы призваны не замечать их, а творить по велению сердца. Сам святой Макарий говорил в своих поучениях: «Благоискусные перед Богом сами себя признают весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими или даже ничем… Богатые перед Богом сами для себя кажутся бедными».
Составитель молитвы, чувствуя величие Бога, к Которому он дерзает обращаться, использует особые фигуры речи: гиперболу (преувеличение) и литоту (приуменьшение) для более точного выражения своих чувств и обретения через это определенного молитвенного настроя. Объяснение этого находим и у других святых. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом. В молитве нужно иметь покаянное и смиренное сердце, просящее и плачущее». Если у нас есть добрые дела, они — наш долг перед Богом, а не заслуга; а грехов наших несравненно больше, чем добрых дел, и только одно милосердие Божие может покрыть наше недостоинство: «Боже, милостив буди мне грешному». Святитель Феофан Затворник: «Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением. За что наипаче отходит? От какого-нибудь движения гордости, самомнения и самонадеянности, — подтверждает святитель Феофан Затворник. — Как только ощутит она внутри этот дурной запах гордыни, тотчас и удаляется». Вот для чего мы молимся такими словами — чтобы не допустить в сердце гордыню, а обрести Божией милостию смирение.
Есть ли разница, когда мы читаем молитвы сами или когда слушаем их в чужом исполнении?
— Если существуют аудио- и видеоверсии молитвенного правила, и они благословлены священноначалием, значит, в них есть необходимость. Действительно, как молиться слабовидящим или же совсем слепым? Для них звучащие молитвы — настоящее подспорье в духовной жизни. Также и тяжелоболящему, прикованному к постели человеку. Но почему нужно этим пользоваться человеку здоровому, это вопрос. Молитва, как известно, — разговор человека с Богом. Когда мы читаем правило из молитвослова, наши ум и сердце могут лучше сосредоточиться на содержании. Напротив, когда мы только слушаем текст, мысли быстро рассеиваются. Поэтому разница между самостоятельным чтением молитв и слушанием их в чужом исполнении есть, а использовать аудио‑ и видеоустройства для молитвы можно по необходимости в крайних случаях.
На время поста священники рекомендуют усилить домашнюю молитву. Обязательно ли делать это за счет увеличения объема правила?
— Усилить не значит увеличить. Речь идет о духовном содержании. Пост позволяет нам быть более сосредоточенными в своей духовной жизни, усилить непримиримость к грехам, направить ум и сердце на добрые дела. Когда ученики спросили Христа, как им молиться, Он ответил так: «…А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него…» (Мф 6:7–8). То есть дело не в количестве, а в ее искренности молитвы, произнесенной с верой, надеждой и любовью.
Мой сын отказывается молиться за одноклассников, к которым испытывает неприязнь и которые, по его утверждению, мешают жить классу и мучают учителей. Как объяснить ребенку, почему за своих врагов надо молиться?
— Человек — творение Божие. Господь создал нас такими, чтобы мы любили друг друга, даже врагов своих, потому что и они — образ Божий. Если мы испытываем к кому-либо неприязнь, то как же мы сможем обращаться с молитвой к Богу? Ведь он заповедал нам: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой…» (Мф 5:23–24). Таким образом, молясь за тех, кто нам неприятен, мы тем самым не только им помогаем, но и свою душу очищаем от неприязни. Это, конечно, труд, и необходимо усилие, чтобы его совершить. Но ведь сказано: «…хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2:20). Любое дело требует усилия. И если мы, побеждая свое нежелание и лень, стараемся к нему приступить, Бог нам обязательно поможет.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.