Молодым свойственно сомневаться, искать, задаваться вопросами. Жизнь ставит новое поколение перед новыми вызовами, искушениями, соблазнами. Чтобы уверенно смотреть в будущее, надо ответить себе на самые важные вопросы, которые касаются отношения к миру, ближнему и Богу. Мы порой недооцениваем масштабы этих вопросов и оставляем их без ответа и должного внимания. Несколько вопросов от наших молодых читателей мы специально отобрали, чтобы адресовать их клирику храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерею Владимиру Гофману.
Мне 18 лет, я начинаю ходить в храм. Того, что поют и читают на богослужении, не понимаю, как и всего действия, происходящего в храме. Чувствую полную растерянность. С чего мне начать? Для меня Церковь — огромный притягательный мир, но он как будто не впускает меня.
— Пониманию того, что происходит в православном храме во время богослужения, способствует чтение «Закона Божиего». Именно эта книга помогает людям сделать первые шаги в мир православия, который имеет и духовное — не только территориальное измерение и не ограничен храмом. С помощью правильной книги он постепенно обязательно раскроется перед вами. Начать чтение лучше всего с Нового Завета, с Евангелия, сразу же обзаведясь вспомогательной литературой — толкованием евангельских текстов святыми отцами или современными богословами. Не нужно стесняться задавать вопросы церковнослужителям или имеющим опыт прихожанам. А еще пригодится молитвослов, который всегда помогает растерянному человеку «организовать» себя при обращении к Богу.
Моя 17-летняя внучка хочет сделать себе татуировки на руке и ноге. Как ей объяснить, что это грех?
— Действительно, грех. Наверное, вы знаете о таком ветхозаветном запрете, описанном в Книге Левит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев 19:28). Желание сделать тату говорит о том, что человек хочет исказить то, что сотворено Богом, — свое тело, поставив на них свою, а не Божественную печать. Но в современном мире вообще-то мало кто знает об этом однозначном запрете. Татуировки и пирсинг сейчас в моде, особенно у молодежи. На вашем месте было бы, может быть, проще предостеречь юную девушку от такого шага исходя из практических, а не религиозных соображений. Донесите до нее, что татуировка — это на всю жизнь, и с возрастом, когда пропорции тела будут меняться, а кожа — стареть, «наколка» сильно ее обезобразит. А сведение тату — это миф. Пусть почитает об этом.
От себя же, как человека верующего, добавьте, что нательные рисунки были отличительным знаком язычников и варварских племен. Татуировки имели для них сакральное значение, служили амулетом, тотемом и защитным оберегом от злых духов. Христиане к телу человека относились по-другому. Они считали его храмом Святого Духа, и значит, никому не позволено его осквернять. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 19:20). У христиан не запрещено носить красивую одежду и украшения, но изменять тело — значит бросать вызов Господу, который сотворил людей по Своему образу и подобию. Если ваша внучка воспитана в религиозных традициях, она поймет и примет эти аргументы.
Я киноман, люблю знакомиться с новинками киноиндустрии. Мама часто меня уличает в том, что верующему человеку не следует смотреть все подряд.
— Если человек смотрит все подряд, это означает, что у него отсутствует художественный вкус. И воля тоже. Что же тогда оградит душу от мусора? «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12); все мне позволительно, но не все назидает…» (1 Кор 10:23). Так писал жителям Коринфа святой апостол Павел. Что это значит? Что любому человеку, обладающему богодарованной свободой, все можно, в том числе смотреть фильмы. Но полезно ли? Вы сами назвали себя киноманом, значит, осознаете, что находитесь во власти некой мании — страсти, сильной дурной привычки. А со страстями, как известно, христианин призван бороться. И побеждать их.
Я очень хочу создать крепкую православную семью. Но в моем близком окружении нет верующих. Можно для выбора своей второй половины использовать сайты знакомств?
— Почему бы и нет? Сейчас сайты знакомств популярны и достаточно эффективны. Понятно, что такие сайты очень разные, и обращаются к ним с разными целями. Но мы говорим о создании православной семьи, а это значит, что к выбору ресурса надо отнестись со всей серьезностью. Есть, например, сайт «Азбука верности» — раздел православного интернет-портала «Азбука веры». Он и создан с целью помочь людям, живущим духовной жизнью, найти друг друга, в результате создать семью. Православная служба знакомств «Азбука веры» открыта и для тех, кто пока еще не может назвать себя православным христианином, но, может быть, станет им.
Меня смущает популярность и уверенность интернет-проектов, которые сегодня в ю-тубе делают некие «проповедники» из вчерашних атеистов, язычников, хипстеров, которые в двери Церкви сами постучались «два дня назад». Со свойственной им развязностью сидят, беседуя с уважаемыми пастырями, представителями Церкви… Еще вчера они снимали растлевающие молодежь видеоролики, а сегодня вещают о православии и о том, как быть христианином в XXI веке. Как к этому относиться?
— Проще всего сказать: не смотреть. Разве мало на интернет-площадках зарекомендовавших себя пастырей Православной Церкви? Но это, мне кажется, было бы огульным подходом. Нельзя же всех под одну гребенку! Кем был апостол Павел до своего обращения? «Вы слышали, — пишет он сам, — о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1:13–14). Что бы мы сказали на месте его современников, слушающих его проповеди? Что он был фарисеем и гонителем христиан, значит, его слушать нельзя? Нет, они были мудрее нас, видимо. И слушали, и шли за ним, и Церкви организовывались там, где апостол Христов Павел, бывший ее враг, проходил с миссионерской проповедью. Вот и нам следует не смущаться прошлым тех или иных людей, а подходить к оценке их слов и дел трезво, с вниманием, через призму христианского учения. И выбирать, кого слушать, а кого нет, судя по плодам их проповеди: приносит она пользу душе или отталкивает от Христа и Церкви.
Почему, на ваш взгляд, рост числа приходящих в храмы не приводит к нравственному оздоровлению общества?
— Вопрос спорный. Во-первых, «рост числа приходящих в храмы» вызывает сомнение. Во-вторых, нравственное оздоровление общества, на мой взгляд, все же медленно, но происходит. И в этом, можно сказать с уверенностью, есть заслуга и Православной Церкви. Что касается воцерковления молодежи, то я бы сказал, что доступность вероисповедания не лучший стимул роста религиозного самосознания. Иногда запреты очень даже способствуют этому росту. В 1990‑е годы в Церковь молодежь и интеллигенция хлынула, как лавина. Но постепенно эйфория улеглась, в храмах остались только те, кто всерьез принял Христа как своего Спасителя. И сейчас сюда приходят в большинстве своем уже не из праздного любопытства, а по зову сердца. Количественный подход в Церкви вообще, на мой взгляд, неуместен. Можно посещать службы, «вычитывать» молитвы, но не иметь любви и, значит, быть далеко от Христа. Да и Сам Спаситель называл Своих последователей «малым стадом». «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк 12:32). Но за это малое стадо Христос пролил Свою кровь!
Подготовила Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.