Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > «Все мы, блаженные, Ивановны ― по Иоанну Предтече»
14:00, 4 сентября 2011

«Все мы, блаженные, Ивановны ― по Иоанну Предтече»

Душа юродивых стремится к горнему миру и пренебрегает земными законами. Зачастую предметом их насмешек становится то, к чему наиболее склоняется грехолюбивое человеческое сердце,― слава, богатство, телесная красота, удобства жизни, наслаждения плоти, сребролюбие, покой. Они подвергают свою плоть физическим испытаниям, а душу ― внешнему осмеянию и поруганию. И, достигая высшей степени блаженства, с глубоким состраданием взирают на впадающий во грех мир и молятся о нем. Они видят мир духовными очами и ведут непрерывную борьбу с духами тьмы, призывая на помощь Господа. Сегодня наш рассказ ― о последней юродивой Дивеевской обители, подвизавшейся в монастыре до его закрытия,― блаженной старице Марии.

В непрестанной молитве

Блаженная Мария (Мария Захаровна Федина) родилась в селе Голеткове Елатомского района Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства она стремилась к уединению и молитве. Отец девочки умер, когда ей исполнилось тринадцать лет, через год умерла и мать Пелагея. Осиротев в четырнадцать лет, Мария скиталась между Дивеевом и Саровом. Ходила она, не разбирая погоды, в стужу и жару, в полую воду и в дождливую осень одинаково ― в лаптях, часто рваных, без онуч.

Про Марию Ивановну говорили, что она перед приходом в Дивеево сорок лет прожила под мостом в непрестанной молитве. Когда ее спрашивали, почему она называется Ивановна, отвечала: „Это мы все, блаженные, Ивановны ― по Иоанну Предтече“.

Блаженная Прасковья Ивановна, которая в то время доживала свой век в Дивеевской обители, предчувствуя кончину, говорила близким: „Я еще сижу за станом, а другая уже снует. Она еще ходит, а потом сядет“, предсказывая тем самым приход новой блаженной.

Летом Мария Ивановна, по-видимому, жила в лесу, потому что, когда она приходила в Дивеево, тело ее было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали. Матушка игумения Александра привечала ее и часто посылала спрашивать Марию Ивановну, когда в чем-то сомневалась.

Ни жалобы, ни уныния

Никто никогда не слыхал от блаженной ни жалобы, ни стона, не наблюдалось за ней ни уныния, ни раздражительности или сетования на человеческую несправедливость. И Сам Господь за ее богоугодную жизнь и величайшее смирение и терпение прославил ее среди людей. Начали замечать: что она скажет или о чем предупредит, то сбывается, и у кого остановится, те получают благодать от Бога.

По молитвам блаженной, много страдавшей от мучительных болезней и несчастных случаев, ею же себе и устроенных, Господь многократно исцелял страждущих, о чем сохранились свидетельства очевидцев.

Мария Ивановна говорила быстро и много. Иногда стихами. И временами сильно ругалась. Но под ее словами скрывались прозорливые обличения.

В день смерти блаженной Параскевы Саровской монахини выгнали Марию Ивановну из монастыря, раздосадованные ее странностями. Но приехавший в обитель крестьянин устыдил их: „Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда“. За Марией Ивановной тотчас отправили посыльных. Она себя не заставила ждать и вернулась в монастырь.

Провидя будущее

В годы тяжелых революционных испытаний увеличился поток нуждающихся в ее наставлениях и молитвенной помощи. Пророчества и предсказания Марии Ивановны помогли многим людям избежать опасности и гибели, найти верный путь в непростых жизненных обстоятельствах.

При советской власти началось гонение на блаженную, ей запретили принимать посетителей. После закрытия монастыря в 1927 году Мария Ивановна находила приют в домах верующих. Незадолго до смерти блаженную арестовали и подвергли допросу. Но, признав ее ненормальной, отпустили.

Мария Ивановна, провидя будущие испытания лагерями, ссылками и годами безбожия, укрепляла сестер обители, предсказывая возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря. Кто-то сказал блаженной: „Ты все говоришь, Мария Ивановна, монастырь! Не будет монастыря!“―„Будет! Будет! Будет!“― закричала блаженная и даже застучала изо всей силы по столику.

В 1930 году Марию Ивановну перевезли на хутор возле села Починок и, наконец, в Череватово, где она и скончалась 8 сентября 1931 года. Похоронили блаженную на сельском кладбище.

Прославление

Синодальная комиссия по канонизации святых, ознакомившись с богоугодной жизнью блаженных, постановила причислить к лику святых Христа ради юродивых блаженных стариц Пелагию Дивеевскую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковного почитания в Нижегородской епархии. Они были прославлены как местночтимые святые Нижегородской епархии в июле 2004 года в ходе торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

Вопрос об общецерковном прославлении дивеевских блаженных был поставлен на Архиерейском Соборе, проходившем в Москве 3–8 октября 2004 года.

В докладе председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия говорится: „Церковным народом с особой любовью почитаются преподобные жены и Христа ради юродивые Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Жизнь и служение их протекли под особым водительством и молитвенным заступничеством преподобного Серафима Саровского.

Особую известность Серафимо-Дивеевский монастырь получил и благодаря сонму святых жен, подвизавшихся в подвиге юродства ради Христа: блаженных Пелагии (Серебренниковой (1809–1884), память ― 30 января/12 февраля), схимонахини Параскевы (Паши Саровской († 1915), память ― 22 сентября/5 октября) и Марии (Фединой († 1931), память ― 26 августа/8 сентября).

Из всех подвигов христианского жительства подвиг юродства ради Христа ― самый трудный. Священномученик Серафим (Чичагов) в составленной им «Летописи СерафимоДивеевского монастыря» о служении дивеевских блаженных сказал: «Назначение блаженных в обители ― спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомым по прозорливости».

Смирение, с которым блаженные Пелагия, Параскева и Мария пронесли подвиг Христа ради юродства, благодатные дары Духа Святого, явившиеся в них преизобильно, чудеса по их молитвенному предстательству при жизни и после кончины,― все это дало основание для их канонизации“.

В октябре 2005 года дивеевские блаженные прославлены общецерковно.

Подготовила Людмила Крапивина

«Нижегородские епархиальные ведомости», №16(205), 2011 г.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.