Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Всегда ли «поделиться» — это хорошо
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (175) 15:25, 15 октября 2019

Всегда ли «поделиться» — это хорошо

На последнем межрегиональном форуме православной молодежи «Радость моя», прошедшем в Дивееве, настоятель Никольского и Сретенского храмов города Красногорска, член миссионерского отдела Московской областной епархии иерей Павел Островский говорил о болезненной зависимости детей и взрослых от интернета и соцсетей. Отрывки из его выступления — в нашей публикации.

О «лайкнутых» и забытых

— Я 20 лет в интернете. И честно признал, что я болен. Это уже привычка. Человек находит цитату святого праведника, вырванную из контекста. Вставляет в рамку, отправляет в инстаграм, где ее кто-то лайкнет и забудет. И человек ее выставляет и забывает. Или красивый храм. Ты фотографируешь его не для себя, а чтобы выставить в соцсеть. Одно из самых нажимаемых слов в телефоне — «поделиться». Но, во-первых, ты делишься с теми, кому это зачастую неинтересно. А во-вторых, когда ты делишься, что остается тебе самому?

Христос говорил о том, что мы должны собирать. Одно дело, когда человек, напитавшийся благодатию Божией, молитвенник, постник, по-настоящему любит людей и преисполнен этой любовью. Что бы он ни сказал, это будет мудрость, радость, это будет любовь. Специально он ни с кем не делится: Царство Божие подобно купцу, который нашел одну жемчужину, продал все, купил поле и скрыл эту жемчужину от всех. Поэтому наша духовная жизнь, вера в Бога, любовь к Нему — это сокровище. То, что скрывают, а не демонстрируют. Как только ты посчитал, что можешь поделиться своей мудростью, можешь смело поставить на себе крест — это проигрыш. Чем ты можешь поделиться? Кто ты такой? Вернись на землю!

Апостол Иаков предупреждает: «не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак 3:1). Митрополит Антоний Сурожский говорил на эту тему, обращаясь к священникам:  «Кто ты такой, что можешь возомнить о себе, что можешь человека привести к Богу? Бог Сам к Себе приводит». Многие люди никогда не встречают Бога, потому что Господь себя не открывает. Ко мне часто подходят: батюшка, я хочу, чтобы Господь Себя открыл, а Он не открывает. Значит, не хочешь. Потому что Господь в этом плане не медлит. Значит, ты другим увлечен. Надо это признать. Сначала признаем болезнь, потом поставим диагноз, а потом лечение. А потом выздоровление. Это одно из самых радостных переживаний, которое мы испытываем.

О миссионерстве

— Не совсем согласен и с тем, кто говорит, что каждый христианин должен заниматься миссией. Нельзя заниматься ею каждому! Миссионерство — это апостольский дар, дар от Бога. Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). И Он не имел в виду волонтерскую деятельность, когда говорил про добрые дела. У доброго человека и дела добрые. А злым можно остаться даже занимаясь благотворительностью.

Какое миссионерство! Давайте посмотрим на то, как мы крестимся и кланяемся в храме. Это называется отогнать комара. Играть не надо в это. Если ты крестишься и кланяешься с мыслью «пусть на меня сейчас все смотрят», я вам напомню, как об этом сказал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27).

Об одиночестве в интернете

— Христианин, который выходит в соцсеть не для работы и не для миссии, должен воспринимать все остальное времяпрепровождение там как тяжкий грех. Грех — это болезнь души, тяжкий грех — большая болезнь. Что же теперь, соцсети не вести? Не знаю, сами смотрите, полезно это вам или нет. Но для начала признайте, что вы больны. Я понимаю, что из соцсетей никто не уйдет. Война проиграна, все там с головой. В фильме «Матрица» люди проиграли войну машинам. Это не фильм теперь, а реальность.

Что происходит, когда человек сидит в телефоне? Движение большого пальца. Нам кажется, что это общение. Нет! Все, кто общается часами в сети, — глубоко несчастные одинокие люди. Потому что, если убрать соцсети, половина из вас не сможет нормально общаться. Мы отвыкли от обычного разговора. Если убрать ТВ и интернет, участятся случаи суицида, потому что для многих все потеряет смысл. Люди не привыкли жить реальной жизнью.

Весь интернет-мир — внешний. Искусственный интеллект вскоре будет делать все, кроме одного. Он не может вести религиозную жизнь. Не может изобразить твою жизнь с Богом. Зато он все красиво сымитирует, тем самым обманывая людей. Привыкнув сидеть в ТВ и интернете, все мы стали поверхностно мыслить. Нам поэтому стали непонятны Священное Писание, богослужение, то, как выстраивать отношения, — мы ни во что не погружаемся. Максимум — в свою специальность, работу, а духовную жизнь не можем вести, потому что она требует погружения внутрь. А все социальные платформы требуют, чтобы ты им все отдавал. Бог же нас призывает, наоборот, в другую сторону. В этом смысле мы ведем богопротивную жизнь. А не духовную.

О добре и зле

— Добро — это то, что угодно Богу, а зло — то, что не угодно. Сами по себе социальные платформы не могут быть добром или злом. Это просто технический ресурс, благодаря которому можно миссионерствовать, а можно душу свою загубить. Но мы же по плодам должны смотреть. Поэтому на вопрос, как быть в соцсетях и при этом оставаться христианином, я отвечу так. Христианин везде будет христианином. Он всегда будет ориентироваться на простое: как бы Бог на это посмотрел. Если я люблю свою жену, то прежде чем сделать что-то, я думаю о том, как жена на это посмотрит. Если я покупаю подарки детям, думаю, как дети на них отреагируют, будут рады или нет. Если человек любит Бога, по умолчанию подразумевается, что он постоянно о Нем думает. У него будет сама собой молитва, у него само будет получаться быть доб­рым. Христос сказал: «Иго мое благо и бремя мое легко» (Мф 11:30). Когда Бог реально присутствует в жизни, на первом месте, то это легко.

Об испытаниях

— Чаще всего люди ходят в храм не потому, что любят Бога, а потому, что любят себя и хотят что-то получить для своей жизни. А если вдруг Господь возьмет и проявит долготерпение не в сторону утешения, а в сторону вразумления, и пойдут скорби одна за другой?! Ой как непросто, когда ты ходишь в храм, а утешения в твоей временной жизни не наступает! Многие уходят, потому что смысла никакого не видят. Им кажется: какой смысл молиться, причащаться, исповедаться, поститься, если вся жизнь под откос?

В Москве при детском онкологическом центре служил священник Георгий Чистяков. Каждую неделю ему приходилось отпевать своих прихожан — младенцев и отроков. Он написал статью «Нисхождение в ад», где задается вопросом: легко верить в Бога, когда все хорошо, а сможешь ли ты сказать: «Я верю в Бога», стоя у гроба своего ребенка? Страшный вопрос.

О воспитании детей

— Представьте, что три человека плывут в лодке: архитектор, рыбак и геолог. Одна лодка, одна река. Но рыбак видит места, где можно рыбачить. Архитектор — красивые здания и мосты. А геолог — какие вокруг крутые берега. Видят все одно и то же, но разное у них зрение. Тот, у кого духовная жизнь, везде видит Бога: в радости, в скорби, в траве, в природе, в детях, в храме.

Человек, который живет в Боге, тоскует по литургии. Потому что там не просто место общения с Богом — общаться с Ним можно везде, Он вездесущ — это место, где с Богом соединяешься. Можно жить, постоянно думая о работе. Или о семье, в переживаниях о детях. Замечательно, но это не может быть выше Бога. Потому что «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37–38). Не может семейная жизнь быть выше духовной. Когда родители говорят, что не получается воспитать ребенка, значит нет духовной жизни. В Слове Божием написано о том, как воспитывать детей, не так много, но достаточно: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). Достаточно одного этого совета, чтобы воспитать ребенка. Просто следить за тем и делать все так, чтобы твой ребенок не раздражался на тебя. Этого хватит.

О смерти

— То, как мы относимся к смерти, к моменту нашей встречи с Богом, очень многое показывает. Кто-то смерти жутко боится, потому что раз духовной жизни не было, то окончится все. Для кого-то это трепетный миг. А кто-то просто о смерти не думает. Бывает, и 80 лет человеку, а тема смерти — табу. Это важный момент, потому что единственное, что мы знаем о будущем, — это то, что мы умрем. Господь хочет, чтобы мы жили реальной жизнью. Ценили то, что имеем здесь и сейчас. Помните: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12)? Если ты имеешь, то есть живешь настоящей жизнью здесь и сейчас, тогда Господь тебе прибавляет. Но если ты живешь мыслями в прошлом или постоянно фантазируешь будущее, а в реальном мире здесь и сейчас тебя нет, тогда Господь у тебя забирает и то, что ты имеешь. Только из любви к тебе, чтобы ты научился жить в настоящем мире.

О богообщении

— В общении с кем-то мы всегда учитываем, кто наш собеседник. При общении с Богом важно понимать, что Он, во-первых, непостижим. Поэтому не надо пытаться что-то спрогнозировать. Во-вторых, Бог всеведущ, Он знает все. Если ты на Него обижен, не скрывай этого. За семью печатями у большинства людей находится обида на Бога, и страшно на эту тему даже думать. Многие воцерковленные люди очень на Него обижены. Честность — первая ступень к нормальной жизни с Богом.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.