Табынская икона — один из 36 образов Божией Матери, явленных в России за тысячу лет. Крестный ход с этим образом до революции был одним из самых масштабных и длительных. Спустя почти 100 лет по инициативе оренбургских казаков он был возрожден. Табынский крестный ход идет без перерыва уже седьмой год. С июля по октябрь шествие православных верующих двигалось по территории Нижегородской области. Списку Табынского образа, утраченного в XX веке, поклонились тысячи нижегородцев.
След иконы
В 1919 году крестный ход с Табынской иконой был остановлен около Оренбурга красноармейцами. Икона была разграблена и брошена в дорожную пыль. Святыню забрали казаки последнего атамана Оренбургского казачьего войска Александра Дудина, которые, отступая, дошли со святым образом до китайской границы. По пути казаки с атаманом молились перед Табынской иконой, испрашивая волю Божию относительно своей судьбы. После молитвы они перешли китайскую границу и поселились станицей в Харбине и Кульдже. Икона была помещена в Никольском соборе Харбина. После китайской Культурной революции в 1966–1976 годах, когда казачество подверглось изоляции, след Табынского образа был утерян.
— До сих пор никто не знает, где находится святыня, — рассказывает командир конвоя крестного хода Александр Чернев. — Было уже два явления иконы, в XVI и XVIII веках, и когда произойдет третье, неведомо никому. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн называл Табынскую икону «всего мира надеждой и утешением». Он говорил, что, когда эта икона явится в третий раз, произойдут великие мировые события. Есть свидетельства, что ее видели в Австралии, Китае. Но пока это только слухи.
По городам и весям
У возрожденного Табынского хода значительно шире маршрут, шире и задачи.
По пути шествия казаки участвуют в богослужениях, проводят встречи в больницах, детских домах, войсковых частях, школах и исправительных учреждениях.
— С ребятишками мы разговариваем на тему патриотизма, — делится Александр Чернев. — Рассказываем о героических страницах русской истории, о подвигах великих полководцев. После общения старшие из ребят вызываются: «А можно мы икону понесем?»
Табынская икона находится в крестном ходу уже седьмой год. На территории одной области образ может пребывать от трех месяцев до полугода. Случается, что за один день икона посещает сразу три прихода. Процессия идет через города, а также большие и малые деревни, даже если в них нет и никогда не было храмов.
— Когда мы шли по Алтаю, где храмов очень мало, встречающие нас священнослужители благословляли останавливаться в Домах культуры, — вспоминает казак. — На какое-то время учреждения культуры становились религиозными центрами, куда притекали на поклонение святыне местные верующие. В советские годы храмы переделывали под клубы, а теперь случилось наоборот.
Организаторы крестного хода свидетельствуют, что в местах, где икона побывала, вера в людях постепенно начинает пробуждаться и претворяться в реальные дела. Где-то создается новая община и приход, а где-то восстанавливается разрушенный или строится новый храм.
На краю земли
Любое крестное шествие несет в массы идеи духовного собирания и приверженности православию. Особенно актуально это звучит в местах, где местное население долгое время не было просвещено христианским учением. Именно так случилось с народами Крайнего Севера. Исторические сведения о просвещении чукчей обрывочны, а деятельность миссионеров не оставила заметных следов. Табынский крестный ход пришел и туда, все с той же заботой — просветить и дать импульс духовной жизни.
На Чукотку святыню сопровождали священники из Санкт-Петербурга и Москвы, а также дважды Герой СССР летчик-космонавт Юрий Романенко.
— Мы летели из Рязани, и все время, что провели в небе, пели акафист Табынской иконе, освящая нашу страну с неба, — вспоминает командир конвоя.
По Чукотке крестный ход шел около 40 дней. Из-за суровых природных условий и трудной доступности населенных пунктов часть пути пришлось лететь на самолете и идти на судне. Во время морской переправы корабль попал в шторм.
— Мы шли к поселку Провидение, вся команда корабля готовилась к причастию, и вдруг шторм, — вспоминает Александр Чернев. — Корабль ушел в бухту, именно там мы встретили праздник Рождества Пресвятой Богородицы и приобщились Святых Христовых Таин.
Малые народы Севера, по словам казака, в подавляющем большинстве еще язычники. Чукчи тоже пока далеки от понимания даже самых простых православных истин. Но ситуация с их духовной «безграмотностью» потихоньку меняется. Некоторые принимают крещение и берут православные имена.
В начале сентября с официальным визитом на Чукотку прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это событие случилось спустя год после того, как там находилась Табынская икона.
Шествие по Европе
Табынская икона идет не только по России. За шесть лет пути она побывала в Иерусалиме, на Афоне и в некоторых странах Европы. В Италию она прибыла как раз к выносу Туринской Плащаницы. Ее установили для поклонения верующим впервые за последние пять лет.
— Карабинеры стояли в шесть рядов, — рассказывает Александр Чернев. — Но казаки смогли быстро миновать все препятствия и поставить Табынский образ в соборе Турина рядом с Плащаницей.
Во Франции икона оказалась в момент выноса Тернового венца Спасителя, который совершается каждую пятницу из Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).
А в Германии был вообще забавный случай. Когда казаки шли с иконой по Берлину мимо здания Рейхстага, они не сдержались и осенили его Табынским образом. Хотели показать, что фашизм, символом которого для советских солдат был Рейхстаг, будет окончательно повержен силой православной веры.
Чудеса в дороге
Ни один крестный ход не ставит целью произвести на окружающих внешнее впечатление. И все равно чудеса по пути крестного шествия происходят, потому что соборная молитва и сопряженный с ней духовный и физический труд его участников соединяют небо и землю.
Чудеса — это исцеления, сохранение семьи, обретение веры. Один из таких случаев произошел совсем недавно, когда Табынский образ пребывал в Нижнем Новгороде.
— Мы едем на машине по городу, и вдруг нас остановил инспектор ГИБДД, — рассказывает Александр Чернев. — Я выхожу в казачьей форме, в руках держу походный крест, который всегда стоит на иконе во время пути. Вдруг рядом останавливается еще одна машина. Выходит молодой мужчина и с большим интересом начинает расспрашивать меня про крестный ход и Табынскую икону. Жена этого человека начинает его одергивать и торопить… И вдруг спустя короткое время эта женщина, до сих пор далекая от веры, сама стала звать мужа на молебны к Табынской иконе. Мало того, эти люди приютили нас в своей квартире, предоставив нам кров на все время, пока крестный ход находился на территории Нижегородской епархии.
Впереди у Табынского шествия много километров пути. Табынский образ идет, пока еще у России-матушки бьется духовный пульс. Не напрасно же Русь называют Святою.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.