Села Воробьева на карте Борского округа вы теперь не найдете. Осталось только кладбище, которое так и зовут — Воробьевским. Здесь до 1938 года стоял храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. После закрытия Дивеевского монастыря тут подвизалась одна из его насельниц — Пелагия (Тестова). В 2001 году она была прославлена в лике святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. 3 июня на месте Владимирского храма была освящена одноименная часовня.
В глубине заволжских лесов
Упоминание о селе Воробьеве мы находим в исторических документах еще 1654 года. Сначала поселение именовалось Капустин Бор, затем к этому названию стали прибавлять «Воробьево тож». Храм в честь Владимирской иконы появился здесь в 1719 году.
Село было небольшое, а к 1930‑м годам в нем жили лишь семьи священников и тех, кто трудился при храме. В 1937‑м священников и инокиню Пелагию арестовали, храм закрыли и, как говорят, растащили потом тракторами. Воробьево исчезло с географической карты, но на кладбище жители окрестных деревень до сих пор хоронят усопших.
На богослужении у новой часовни присутствовала нижегородка Ольга Курепчикова, правнучка последнего священника воробьевского храма протоиерея Владимира Беневоленского. Отец Владимир прослужил здесь более 50 лет, в 1937 году был расстрелян. По Божиему промыслу именно в день Владимирской иконы Богородицы Ольга Сергеевна приехала на кладбище, чтобы убраться на могилах родственников, похороненных здесь.
Местные жители рассказали, что скоро в библиотеке поселка Красная Слобода — самого крупного населенного пункта территориально управления — появится музейный уголок, рассказывающий об истории исчезнувшего села Воробьева.
Собрались раз мужики
Идея воздвигнуть часовню возникла у жителей поселка Красная Слобода Сергея Вавилова и Анатолия Орлова. Они обратились к начальнику Краснослободского территориального отдела администрации городского округа города Бор Виктору Макарову.
— Осенью, уже снег выпал, пришли ко мне Анатолий Орлов, он у нас трактористом работает, и Вера Лебедева, техничка в Доме культуры, — вспоминает Виктор Николаевич. — Говорят, как бы нам часовню на кладбище поставить. Здесь храм стоял, и до сих пор на этом месте отпевают усопших. Дело благое, конечно, захотелось помочь.
— Мы как-то раз собрались, зашел разговор о том, что в округе у нас ни церкви нет, ни даже на кладбище часовенки, — говорят Анатолий Орлов и Сергей Вавилов. — Мы ж видим, что срубить-то ее сами сможем. Плотничать с детства приучены, чай, в деревне выросли. Позвонили Вере Лебедевой, она у нас такая активная. Казначеей по делам часовни ее выбрали.
Начался сбор средств на строительство. Деньги собирали, действительно, всем миром. Множество жителей окрестных деревень приняли в этом участие. Кто-то помог средствами, кто-то потрудился на стройке, кто-то сделал и то, и другое. Плотницкие работы выполнили Сергей Вавилов и Анатолий Орлов с помощниками. Деревья выпиливали уже по снегу. Очень хотелось закончить работу к Пасхе. Это казалось маловероятным, но все-таки поставили часовню к празднику, только освящение решили перенести на престол — 3 июня.
Дивеевские сухарики
На освящение часовни в честь Владимирской иконы Богородицы собрались жители девяти окрестных деревень и многочисленные гости.
Приехала и группа нижегородцев, возглавляемая Ириной Беспаловой. Участники группы — прихожане различных нижегородских храмов. В списке их заслуг — возрождение приходской жизни в разных населенных пунктах Нижегородской епархии: от Нижнего Новгорода и до самых отдаленных точек. Благодаря молитве и активным действиям миссионеров: встречам с жителями, организации крестных ходов, молебнов и богослужений — люди в городах и селах начинают усерднее заниматься возрождением своих церквей, и храмы встают иногда буквально из руин.
Все, кто пришел в день особого почитания Владимирской иконы на Воробьевское кладбище, получили сухарики, освященные в чугунке преподобного Серафима Саровского. Их привезли монахини Дивеевской обители, которые специально прибыли к месту подвига инокини Пелагии (Тестовой). Они же рассказали собравшимся о жизненном пути преподобномученицы.
Чин освящения Владимирской часовни совершил клирик Борского благочиния протоиерей Георгий Клинов. Была отслужена и лития по священникам и мирянам, трудившимся в разное время во Владимирском храме Воробьева, и по всем усопшим, похороненным на погосте.
Миссионеры приехали на освящение часовни с подарками. Они привезли информационный стенд, рассказывающий об истории храма в Воробьеве, о священниках, служивших там. Нижегородцы подарили мемориальную табличку, иконы Владимирской Богородицы и Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (в честь него был освящен второй придел воробьевской церкви).
Ирина Беспалова передала в новую часовню покрытие на аналой — подарок от прихожан Троицкого храма села Тепло-Троицкое Дальнеконстантиновского района, в возрождении которого миссионеры тоже участвуют.
Крестным ходом из Развилья
В Воробьево из соседнего села Развилье пришел крестный ход, люди в жару преодолели расстояние в 15 километров. В развильском храме в честь преподобного Симеона Столпника в годы репрессий подвизалась преподобномученица Марфа (Тестова), тоже насельница разоренной Дивеевской обители, родная сестра преподобномученицы Пелагии.
Крестный ход пришел с иконой преподобномученицы Марфы — монахини привезли с собой икону святой Пелагии. Так встретились сестры. В земной жизни, скорее всего, они не виделись с тех самых пор, как покинули монастырь. Даже в КарЛаге, судя по документам, места их пребывания ни разу не совпадали.
Прихожанам развильской церкви, которая сейчас восстанавливается, миссионеры приготовили большую свечу, иконы Святой Троицы и Серафима Саровского. Присутствующим на освящении часовни миссионеры раздали Евангелие, масло от Владимирской Оранской иконы Божией Матери, небольшие иконы с молитвами и православную литературу.
Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.