Жизнь Церкви, ее история и традиции — глубокая и полноводная стихия, питающаяся из разных источников, главным из которых неизменно остается Священное Писание. Поэтому к некоторым различиям в советах и установлениях, толкованиях и обычаях не стоит относиться чересчур драматически — они, скорее всего, всегда будут, и задача каждого православного человека — избрать для себя достойное доверия основание, подойдя к вопросу выбора с чистой совестью.
Можно ли женщине в критические дни входить в храм, причащаться, прикладываться к иконам и кресту?
— Однозначного ответа на этот вопрос вы не найдете. Одни священники говорят, что заходить в церковь во время месячных нельзя. Другие — что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам в такие дни приходить в церковь, но запрещают причащаться, участвовать в таинствах, прикладываться к святыням.
Запрещение входить в храм во время месячных и другие ритуальные для женщин ограничения мы находим в Ветхом Завете (см. Книгу Левит). Эти правила тогда строго соблюдались. Пример Пресвятой Богородицы — она жила в храме до 12 лет, после чего была обручена и отправлена в дом праведного Иосифа, «чтобы не осквернять святилище Господа» (Протоевангелие Иакова). Новый Завет внес в понятие «чистоты» поправки. Христос говорит: «…ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека…» (Мк 7:15). Что же именно оскверняет? «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7:21–23). Вот как определил нечистоту Спаситель.
В Русской Церкви в прежние века очень строго относились к понятию женской нечистоты. Даже рожать женщина должна была за пределами жилища, в бане, например, чтобы не осквернять дом, не говоря уже о посещении церкви в критические дни или сразу после родов. Сейчас, как было сказано, к сожалению, нет единого мнения по этому вопросу.
Сам я согласен с такой точкой зрения, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно. Даже нужно! Ведь Христос помогает именно тем, кто искренне верит Ему. А чистота тела не играет в этом большой роли. Думается, это в большей степени отвечает новозаветным принципам. Может быть, из благочестивых соображений не причащаться в эти дни, но при этом не навязывая свое мнение другим людям.
Сколько дней нужно поститься перед причащением? В разных книгах написаны разные сроки.
— Поститься и готовиться к причастию не одно и то же. Да и сам вопрос, сколько дней, не столь важен по сравнению с вопросом, как это делать. Вот об этом и стоит, пожалуй, больше всего побеспокоиться. Чтобы, «отпостившись», как мы сами для себя решим, положенное, не впасть в опасное впечатление, будто вот теперь можно и причаститься. Заслужили… Тело же и Кровь Господни — святыня такая, что всей жизни не хватит, чтобы достойно приготовиться к причастию ей. Традиционно православные люди готовятся к причащению Святых Христовых Таин в течение недели. Эта подготовка включает в себя не только пост, то есть воздержание от той или иной пищи, но еще — и это главное — пост духовный, который включает в себя молитву, сохранение душевного равновесия, примирение со всеми, кого сам обидел или кто обидел тебя. Накануне обычно прочитываются, кроме утренних и вечерних молитв, три канона и Последование ко Святому Причащению. В отдельных случаях такая подготовка (ее еще называют говением) сокращается до трех дней, а для тяжелобольных людей может быть ограничена одним днем. Все нюансы подготовки к исповеди и причащению лучше выяснить в храме в индивидуальной беседе со священником.
Расскажите о происхождении Креста, на котором был распят Спаситель. Слышала много разных историй — какая из них истинная?
— Крест, на котором был распят Иисус Христос, называется еще Животворящий Крест, или Истинный Крест, или Крест Господень, или Животворящее Древо. О происхождении его существует множество версий.
Евангелия ничего не говорят об этом, в них Крест упоминается как уже готовый предмет, как орудие казни. Легенд же о том, как он был изготовлен, немало. Одна из них говорит о райском древе, другая — о трехсоставном кресте, в котором каждая часть была изготовлена из разных пород дерева. Столб — из кипариса, перекладина — из сосны, подножие — из кедра.
Интересна так называемая «золотая легенда», основа которой взята из апокрифического «Евангелия от Никодима». Когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошел к вратам Рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся Архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от древа познания добра и зла, плод с которого Адам вкусил во время грехопадения. Вручив ветвь, Архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным». Вернувшись домой, Сиф нашел Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот. по другим версиям, Сиф надел на голову Адама венок, сплетенный из этой ветви, или же это сделал сам Адам, который был еще жив к моменту возвращения Сифа. Затем из ветки проросло дерево в виде трех сросшихся стволов и продолжало расти тысячелетия до наступления времен царя Соломона. Соломон, срубив дерево, пытался употребить его при строительстве Иерусалимского храма, однако оно не подошло из-за размеров. Брус использовали при строительстве моста. Когда известная своей мудростью царица Савская нанесла визит Соломону, она преклонила перед древом колени. Поклонившись, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Затем, вместо того чтобы ступать по дереву, она босая перешла ручей вброд. Испугавшийся Соломон приказал закопать брус. Древесина была найдена при строительстве бассейна для омовения внутренностей жертвенных животных. Однако вода в нем прославилась исцелениями, и его превратили в целебную купальню (это та самая Вифезда, имевшая пять крытых ходов). После ареста Христа древо всплыло из вод купальни. Из него и решили изготовить Крест для распятия Иисуса Христа, а именно вертикальный несущий столб. Поперечный брус, табличка и подножье были сделаны из других пород дерева.
По другой, не менее красивой легенде дело было так. Лот, как говорит Священное Писание, согрешил с собственными дочерьми, которые так жестоко обошлись с отцом, чтобы не остаться бездетными. Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Для искупления этого греха святой Авраам вручил ему три чудесных посоха. Сам же патриарх получил их накануне гибели Содома и Гоморры. Господь оставил их, явившись ему и Саре в виде трех Ангелов в Хевронской дубраве Мамре. Авраам повелел Лоту посадить эти посохи и поливать их водой, а когда появятся листочки, дерево оживет — это будет знамением его прощения. Сорок лет нес Лот большие труды в наказание за грех кровосмесительства. Каждое утро он шел со своим осликом далеко за водой и лишь к вечеру возвращался в долину. Дьявол всячески мешал ему, принимая вид встречных странников, просящих пить. Но все же каждый раз Лот доносил хоть немного драгоценной влаги. Так продолжалось до тех пор, пока из трех посохов не выросло необычное дерево: не кипарис, не кедр и не певг, а Древо вообще — Древо Жизни. Оно имело единый ствол с тремя разделениями наверху — триединое дерево — образ Троицы. Лот понял, что грех его прощен. Это дерево выросло очень красивым. И именно из него по прошествии тысячелетий изготовили Крест Господень…
О чем следует думать, читая все эти истории? О том, что, скорее всего, мы никогда точно не узнаем о происхождении Креста, послужившего орудием казни Иисуса Христа. Но это, мне кажется, не столь и важно. Главное, чтобы мы помнили, что этот Крест стал орудием нашего спасения.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.