«Проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе целомудрия, смиренномудрия и кротости» — такое обещание дал Александр Полянин, в недавнем прошлом успешный коммерсант, выходец из самой обычной советской семьи, успевший и октябренком, и пионером, и комсомольцем побывать. Такая присяга дается ставленником перед рукоположением в первый священный — диаконский — сан с обязательством «своим добрым примером руководствовать других к благочестию».
Напоминания Божии
А между тем не таким уж благочестивым и глубоко верующим был сам Александр. О священстве он даже не помышлял. Молодые годы пришлись на сумасшедшие девяностые. Тогда потонуть в неразберихе одного гибнущего, другого зарождающегося общественного строя ничего не стоило. Но и прорваться, выпустив на волю до того не востребованные способности, возможности ума и полученные знания, стало вполне реально. Александр выучился на брокера, торговую специальность получила и жена Галина.
Сначала предпринимательская деятельность только радовала, но года через два в бизнесе появились проблемы. Не справившись с ними, Александр с коллегами пришли в только что открывшийся в Сормове храм в честь Всех Святых, стали просить помощи у Бога, обещали помнить о добре, если Он преподаст его. И Господь начал помогать.
— А как только стали налаживаться дела, мы забыли, что просили об этом Бога. Нам казалось, что успех — это исключительно наша собственная заслуга. И Господь стал подправлять наше самомнение небольшими страстями, чтобы человек не зазнавался, не гордился, — вспоминает отец Александр. — То налоговая «наедет», то штрафы какие-то образуются, то неприятности во взаимоотношениях с сотрудниками или партнерами по бизнесу возникнут… Всевышний скорбями напоминал о Себе. А я долго этого не понимал. Считал себя вполне состоявшимся бизнесменом, к середине 2000-х крепко стоящим на ногах.
Первая исповедь
Но не только одна торговля и получение прибыли интересовали коммерсанта. Хорошо образованный, много читавший, он все чаще стал задумываться над законами бытия. Даже создал некую свою версию сотворения мира и несколько лет жил этим. Правда, мешали всевозможные постоянно возникающие нестыковки. Беседовал об этом и с глубоко верующей сестрой своей мамы. Однажды она посоветовала племяннику исповедаться и дала небольшое пособие — как готовиться к исповеди.
— Всю ночь просидел я над этой брошюрой, — рассказывает отец Александр, — и всю ночь проплакал: я впервые понял, что, при полном внешнем благополучии, напрасно прожил свои 39 лет, в разных обстоятельствах нарушал большинство заповедей. В этом познании себя убедился, что ничего доброго не сделал, что должник я великий перед Вседержителем, какой стороны бытия моего ни коснись.
«Не сотвори себе кумира…», например. Но именно этим я и занимался, стараясь заработать побольше денег, приобретая красивые вещи, дорогие автомобили, фирменные телевизоры, «крутые» сотовые телефоны, технику! Все это идолы наши, и любим мы их, получается, больше Бога. Нужны они, но относиться к ним следует всего лишь как к дару Господнему.
Назавтра пошел я в храм Всех Святых и первый раз в жизни исповедался. Стояла тихая золотая осень. А я, выйдя из храма, ощущал все вокруг весною — цветущей, живоносной, сверкающей чистотой и благоденствием. Что-то новое стало прозревать и во мне самом. После той первой исповеди как-то исподволь избавлялся я постепенно от многих дурных привычек. А смысл жизни увидел в исполнении Божиих заповедей.
Про Христа, про инопланетян…
Стало необходимостью общение со священником. Александр читал и перечитывал Новый Завет, «ни с того ни с сего» почему-то однажды, еще в 2000-м, купленный и восемь лет пылившийся на полке. Началось, как теперь понимает, неофитство. Вопросов возникало все больше и больше. Замученный ими, духовный отец не успевал отвечать, пояснять, развенчивать сомнения и размышления, скрупулезно записываемые Александром на тетрадных листочках по прочтении очередных духовных, а то и фантазийных книг и газетно-журнальных публикаций разного толка.
Батюшка познакомил своего прихожанина с преподавателем НДС священником Алексием Белецким. Но ответ отца Алексия на каждый вопрос порождал у Александра новый вопрос — ему необходимо было понять все и про Христа и каждого апостола, и про египетские пирамиды, и про (воображаемых? существующих?) инопланетян. У него ведь сложились и собственные теории, доводы, аргументы, которые требовалось либо развенчать, либо подтвердить, либо… развести в ответ на них руками и пожать плечами. И отец Алексий Белецкий стал приглашать на беседы знакомого университетского преподавателя физики.
Освобождение от лишнего
— Это время неофитства — духовных, «церковных» болезней — было таким восторженным, прекрасным! Потому что Господь подает тому, кто воцерковляется, по словам Макария Великого, некий «аванс» Святого Духа, — вспоминает отец Александр. — Я, как и любой неофит, был бодрым оптимистом. Соорудил из обрядов и законов высокий замок — и оттуда смотрел на людей и на жизнь. И наслаждался своею праведностью.
Будучи успешным предпринимателем, оставил дела, потому что «светская» работа мешала духовной работе над собой: в храм я мог ходить только в праздники, в канун их и по воскресеньям.
В Татьянин день 2009 года, когда дочери Татьяне уже исполнилось 18, а младшей, Наташе, 10, мы с женой обвенчались. Господь стал освобождать меня от нажитого лишнего — пришлось постепенно отказываться от магазина, кафе, автомойки, дорогостоящей иномарки… Осталось только самое необходимое. Решил учиться в НДС.
Но на собеседовании владыка Георгий посоветовал бывшему предпринимателю сначала освоить предметы, предлагаемые катехизическими курсами, тем более что учеба на них — заочная. После курсов Александр три года алтарничал у протоиерея Михаила Поройкова, настоятеля храма Александра Невского и сормовского Всехсвятского храма. Жажда по Богу, объясняет, проснулась.
В 2014-м отец Михаил рекомендовал своего алтарника к поступлению в НДС, и Александр, став семинаристом, отчетливо понял, что тогда, три года назад, не «потянул» бы учебу в высшем духовном учебном заведении. Зато теперь, уже на первом курсе досдав некоторые предметы, переведен не на второй, а на третий курс НДС.
Служить у престола
Весной митрофорный протоиерей Сергий Шалатонов, пообщавшись с настоятелем сормовского храма отцом Михаилом, поинтересовался у алтарника и студента Александра Полянина, не хочет ли он принять сан. Конечно же, он искренне и осознанно желал этого! Желание священства, читал он у отцов Церкви, — от Бога, как желание причащения — от Ангела. И его надо лелеять, нельзя упускать: Господь же избирает Своих служителей.
— Любящий серебро серебром не насытится, сказано у Соломона. Так и у меня все последние семь лет — ненасыщаемая жажда по Богу, — объясняет Александр. — Стремление одно: служить у престола Божиего. Господь сказал: жатвы много — делателей мало. В миру неисчислимо интересного. Но если почувствовал призыв от Бога — нельзя не откликнуться на него.
Непросто было ему говорить с женой. Но Галина тоже давно, собственным путем шла навстречу Богу. Уже в 20 лет она купила и читала Новый Завет. И у нее, еще молоденькой девушки, был интерес к семьям батюшек, чистым и искренним отношениям в них.
«Я два года служил в погранвойсках. Государство меня содержало: одевало, обувало, кормило. А теперь послужу Богу, и Бог нас тем более не оставит», — сказал Александр жене. И она не возражала. А после беседы с четой Поляниных митрополита Георгия сомнений у Галины в правильности избранного мужем дальнейшего жизненного пути и вовсе не осталось. И владыка преподал им свое архиерейское благословение.
…Еще три месяца назад он занимал кресло директора солидной организации, но добровольно покинул свой пост. И вот состоялась в конце мая хиротесия Александра Полянина во чтеца, в июне в иподиакона, а скоро долгожданным, волнующим «Аксиос!» — «Достоин!» — завершилась и хиротония его в сан диакона.
Уже почти месяц он — сорокоустник в Четвертом уделе Матери Божией. У святых мощей батюшки Серафима постигает все тонкости диаконского служения, верный ставленнической клятве во всяком деле служения иметь в мыслях не свою честь, интересы или выгоду, но славу Божию, благо Святой Русской Православной Церкви и спасение ближних.
Наталия Рождественская
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.