Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > «Взялся за плуг — не оглядывайся»
13:39, 26 декабря 2014

«Взялся за плуг — не оглядывайся»

Чем был 2014-й год для Нижегородской духовной семинарии? Какие нововведения реализуются в учебном процессе? Кто они — нынешние студенты НДС? Об этих и других сторонах жизни духовного вуза мы говорим с первым проректором семинарии — кандидатом богословия протоиереем Александром Мякининым.

— Отец Александр, с какими результатами подошла семинария к концу первого полугодия нынешнего учебного года? Есть ли какие-то изменения в учебном процессе?

— Изменения есть, и существенные. Нижегородская духовная семинария ведет деятельность по двум образовательным программам: по старой, которую условно можно назвать «специалитет», и по новой, подобной тем, которые применяются в рамках Болонской системы образования в светских вузах. Это — бакалавриат.

Первый курс теперь является по сути нулевым и именуется пропедевтическим. Со второго курса, собственно, начинается бакалавриат. После бакалавриата можно учиться дальше — в магистратуре.

Мы открыли магистратуру достаточно узкого направления — «Религиозная философия». Здесь учащийся в течение двух лет пишет магистерскую диссертацию. В настоящее время в магистратуре у нас обучаются шесть человек. Это очень сосредоточенные, пытливые люди. Магистрант — можно так сказать, «штучный товар».

Мы рассчитываем, что из выпускников магистратуры выйдут преподаватели семинарии. Не все, конечно, но многие нацелены заниматься научно-педагогической деятельностью. Кто-то будет задействован в просветительских проектах, кто-то может работать в епархиальных административных структурах.

К слову сказать, сейчас по старой программе у нас занимается только последний курс — пятый.

— У нового формата — только плюсы?

— Плюсы несомненны. Наверное, были бы и минусы, если бы мы этой программе следовали во всем. Но мы внедряем ее достаточно осторожно, потому что на ближайшей повестке дня не стоит вопрос о получении семинарией аккредитации. А значит, мы остаемся в некотором смысле свободными, по меньшей мере — в скорости внедрения новой программы.

Несомненным плюсом можно признать семинарские занятия, которых раньше у нас не было: проводились только лекции и зачеты. А сейчас форма занятий в виде семинаров позволяет студентам проявить больше самостоятельности в освоении материала. Введена и также полноценная зимняя сессия с экзаменами и зачетами. Это эффективно, поскольку учащиеся сдают в конце года только материал второго семестра, что гораздо легче, чем сдавать экзамены по годовому курсу сразу по всем предметам.

— Успеваемость студентов при новой системе обучения повысилась?

— Не скажу, что значительно повысилась, но я готов осторожно предположить, что повысилось качество усвоения материала. Студенты его более тщательно прорабатывают. Есть вопросы, которые раньше рассматривались обзорно, в отдельные темы глубоко не погружались. Сейчас студенты самостоятельно работают и демонстрируют свои знания при коллегиальном обсуждении. На семинарах есть возможность подискутировать. Преподавателю сразу видно, как кто подготовился.

— Переход на подготовку бакалавров, наверное, сказывается и на внутреннем распорядке, учитывая, что духовная семинария — особое, закрытое учебное заведение со своей дисциплиной?

— Думаю, что здесь принципиальных изменений не произошло. У нас сохранилось такое же устроение жизни, что и прежде. Неизменными остались и послушания, и богослужения, и различные дополнительные занятия. Закрытым учебным заведение семинарию можно назвать условно. Особых жестких рамок здесь нет, значительная часть студентов проживает дома. В семинарском общежитии проживают те, кто приехал на учебу из области, из других регионов, других епархий, а еще нижегородцы-первокурсники, которым необходимо приобрести опыт общего жития и взаимного терпения.

— Отец Александр, ведете ли вы мониторинг ваших выпускников: кто где, как служит?

— Стараемся вести. Слава Богу, большинство наших выпускников принимают священный сан. Как в Нижегородской митрополии, так и в других епархиях. Некоторые не сразу, спустя год-два-три. Принятие священного сана предполагает определение в семейной жизни. А так как выпускники выходят из стен семинарии довольно молодыми, в 22 года, некоторые просто не желают так рано жениться. Те, кто оканчивает семинарию и не хочет пока создавать семью, на какое-то время «зависают» в епархиальных структурах, в воскресных школах, в гимназиях. Кто-то уезжает к себе в епархию и там определяется.

Распределение выпускников семинарии предусмотрено, но пока человек не рукоположен, он может этому распределению жестко не следовать. Есть и другие примеры, когда студенты, на четвертом-пятом курсе женившись, не спешат рукополагаться, но продолжают учиться. Мы стараемся их поддержать финансово, перевести на экстернат, дать возможность где-то работать. Есть ребята, которые трудятся в семинарской библио­теке. На небольшой ставке в семинарской канцелярии тоже может потрудиться студент. Все в семинарии на виду, нас не так много и мы стараемся практиковать индивидуальный подход.

— Семинария давно развивает образовательные интеграционные связи с другими учебными заведениями, в том числе светскими…

— Особо скажу о наиболее близком нам и территориально, и духовно Нижегородском православном женском духовном училище. Здесь связь органичная, очень теплая. Часто мы осуществляем совместные паломнические поездки, приглашаем воспитанниц на наши мероприятия, проводим совместные выпуски НДС и НПЖДУ, праздники начала учебного года. В эти дни мы молимся в одном храме. Владыка Георгий регулярно проводит встречи с учащимися двух духовных школ.

Конечно, ребята стараются находить себе вторую половину среди девушек верующих, которые и в жизни были бы одного духа, одного устроения с ними, помогали бы батюшке осуществлять служение. Замечательно, что такие пары складываются.

Что касается городских вузов, у нас есть отдел по взаимодействию со светскими вузами, который я возглавляю. Как правило, наше сотрудничество сводится к совместному проведению научных и образовательных проектов: семинаров, круглых столов, выставок, Рождественских чтений. Студентов вузов мы приглашаем к нам в семинарию на подобного рода мероприятия. Например, на философские кружки или в общество любителей духовной греческой культуры.

Безусловно, степень взаимодействия с разными вузами — различная. С Нижегородской государственной медицинской академией работаем в рамках совместных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, по борьбе с курением. Ректор медицинской академии Борис Евгеньевич Шахов всегда поддерживает все наши начинания, бывает у нас на праздниках. 25 декабря в медицинской академии пройдет концерт для детишек из коррекционных школ, и наши студенты будут в нем участвовать, хоровая группа исполнит рождественские песнопения. Детям мы собираем игрушки, подарки.

Нижегородский государственный педагогический университет — это особый вуз: там есть кафедра теологии, философско-теологическое отделение, и многие наши выпускники обучаются в университете, чтобы впоследствии получить диплом государственного образца с квалификацией «теолог, преподаватель теологии». Благодаря этому духовное образование, полученное в семинарии, получает государственное признание.

Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы выпускник семинарии воспринимался государством как выпускник вуза. Но решение этого вопроса от нас не зависит.

Взаимодействуем мы и с Нижегородским лингвистическим университетом. Его профессора и доценты преподают и в семинарии — например, Владимир Строгецкий, Евгений Плисов. Всегда находим понимание с ректором Борисом Жигалевым. Наш преподаватель иерей Василий Спирин преподает в НГЛУ. В Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии тоже цикл лекций читает иерей Алексий Корехов.

— Что бы вы пожелали в предстоящем году вашим коллегам по семинарии и студентам?

— Начну со студентов. Мои пожелания им могут быть сформулированы на основании слов Христа Спасителя, Который сказал: «Взявшийся за плуг и оборачивающийся назад — неблагонадежен для Царствия Божия». Я желаю, чтобы наши студенты были благонадежными во всех отношениях. Им иногда не хватает решимости, которая вообще нужна в христианской жизни, потому что время от времени они сталкиваются с проблемами, искушениями, трудностями. И здесь или нужно набраться внутренней крепости силы и преодолевать их, или дезертировать.

Я хотел бы, чтобы никто не сошел с дистанции, не сбежал от этих трудностей. Здесь необходимо учиться жить с другими ребятами, ладить, прощать, молиться за них. Надо понуждать себя встать пораньше, исповедоваться, причаститься. Кроме того, духовная школа отличается от светского вуза еще и тем, что здесь предполагается духовная жизнь. А это всегда брань — с искушением, от дьявола посылаемым.

А преподавателям хочу пожелать помощи Божией в трудах. Потому что сколько бы мы ни хотели достигнуть результата, если не будет на то Божьего благословения, своими силами этого сделать мы не можем.

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.