Мы завершаем публикацию фрагментов работы первого проректора Нижегородской духовной семинарии протоиерея Александра Мякинина о борьбе верующих нашей области за открытие приходов в советское время. Сегодня рассказ о том, как в середине 1960‑х годов в Горьком возникло достаточно мощное движение верующих за открытие в городе еще одного православного храма, что вызвало у властей серьезное беспокойство.
Организаторами движения были молодые православные активисты, стремившиеся к оживлению приходской жизни и объединению ревностных верующих для совместной миссионерской деятельности. Инициативная группа состояла из нескольких семей, которые регулярно посещали храм, устраивали на квартирах рождественские елки для своих детей, вместе отдыхали летом, помогали друг другу в сложных обстоятельствах, словом, жили полнокровной общинной жизнью. Здесь распространялась самиздатовская православная литература, перепечатки с дореволюционных изданий, детская Библия, отмечались диссидентские настроения и зрели планы правозащитного характера. Инициаторы поддерживали связь с протоиереем Димитрием Дудко и другими московскими православными активистами.
Ходатайства об открытии в городе храма, с тысячами подписей горьковчан, направлялись в разные инстанции, вплоть до международных организаций. О движении православных города Горького узнали на Западе, и это вызвало там определенный резонанс. Властям пришлось принимать срочные меры, подключать к работе КГБ, партийные отделы по пропаганде и агитации, органы печати, местные рай(гор)исполкомы.
Развитие событий, связанных с этим движением, и деятельность участников лучше всего можно проследить непосредственно по сохранившимся в архиве уполномоченного по делам религии документам того времени. В августе 1968 года православные верующие города Горького послали письмо главе государства Леониду Брежневу. В нем, в частности, отмечалось:
«Будучи вынуждены неправильными действиями руководителей местных и некоторых центральных органов обратиться к Вам, просим Вас рассмотреть наши претензии к ним и разрешить вопрос по существу. Дело в том, что верующие граждане города Горького, насчитывающего свыше 1,2 млн жителей, среди которых имеются десятки тысяч православных, обратились в августе-сентябре месяце 1967 года в райсоветы города с просьбой об открытии одного храма, достаточно должной вместимостью из числа тех, здания которых до настоящего времени используются не по прямому назначению, дополнительно к действующим трем, расположенным в бывших сельских местностях, включенным позднее в черту большого города Горького. При этом ни в Канавинском, ни в Автозаводском, ни в Сормовском районах города нет действующих церквей.
На подобные просьбы-ходатайства ни один райисполком не давал никакого решения, и лишь по истечении полутора-двух месяцев при личной беседе с заместителем председателя райисполкома верующие узнали мнение последних, что трех церквей вполне достаточно для города…
4 апреля 1968 года группа верующих обратилась с этим вопросом письмом в Президиум Верховного Совета СССР, с описанием действий упомянутых выше органов. Это письмо пошло обратным ходом через Совет по делам религий в Горьковский облисполком 29.04.68 г., который до сих пор не счел нужным дать какой-либо ответ по существу».
Затем инициативной группой и другими верующими, поставившими свои подписи под ходатайствами, было принято решение обратиться к международным организациям, предварительно предупредив власти об этом шаге. В сентябре 1968 года Брежневу, Подгорному (председатель Президиума Верховного Совета СССР. — Ред.) и Косыгину (председатель Совета министров СССР. — Ред.) было адресовано письмо, в котором говорилось, что верующие вынуждены обратиться к Генеральному секретарю ВСЦ (Всемирный Совет Церквей) и Генеральному секретарю ООН, так как найти выход из создавшегося замкнутого круга не представляется возможным.
Несмотря на слежку, устроенную КГБ за инициаторами ходатайств, им удалось через посольство одной из западных стран в Москве передать письма, адресованные в ООН и ВСЦ, в которых обстоятельно описывались все трудности, переживаемые верующими, ходатайствующими об открытии храма. Их прошения дошли до международных организаций и, хотя открыть еще один храм в Горьком тогда не удалось, все-таки дали возможность за границей утверждать о дискриминации верующих в СССР.
А поток писем, адресованных руководителям разного ранга, не прекращался до начала 90-х годов, когда начался процесс передачи Церкви поруганных и оскверненных храмов. Все эти годы за инициативной группой православных и всеми, кто как-то были с ней связаны, зорко следили органы КГБ и время от времени принимали к ним меры воздействия.
Многие из тех, кто входил тогда в группу православных активистов и стойко переносил все притеснения, насмешки, оскорбления, в последующие годы приняли священный сан. Их дети, проводившие время в «катакомбном» православном лагере и участвовавшие в рождественских елках и пасхальных праздниках на дому, также остались в Церкви: кто-то стал священником, кто-то поет на клиросе, кто-то просто остается благочестивым мирянином и водит своих детей в свободно уже существующую воскресную школу при храме.
Сам факт возникновения такого движения, во главе которого стояли молодые люди, родившиеся и выросшие при советской власти, свидетельствовал о провале в конечном итоге атеистических планов государства. Коммунистическая риторика все более вызывала у людей реакцию отторжения. Поиски смысла жизни и истинной духовной пищи приводили вчерашних комсомольцев в ограду Церкви.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.