Притчи Господа Иисуса Христа о заблудившейся овце и потерянной драхме, больше похожие на образные сравнения, хотя Сам Спаситель так их называет, приводятся в Евангелии от Луки (15:3–10), а у евангелиста Матфея представлена лишь первая из них (18:12–14). Обе они посвящены теме Царства Божиего, притом, что, как мы помним, выделяется еще три группы притч: мессианские, эсхатологические и духовно-нравственные.
Кому адресованы
Поводом для произнесения этих притч стал очередной случай высокомерного отношения фарисеев к мытарям и простым людям, ремесленникам и крестьянам, которые собрались послушать проповедь галилейского Учителя. В окружении Христа царили разные настроения: мытари и простые люди искали утешения, вдохновения и наставлений, а ревнители традиционной обрядности и законнического благочестия зачастую провоцировали конфликты. Господь оказывался в навязанной Ему ситуации выбирать между этими двумя группами слушателей. И мы видим, что Он принимал сторону «мытарей и грешников». Не потому, что был против фарисеев. Христос мудро приближал к Себе наиболее миролюбивую и смиренную часть окружения, приглашая и книжников присоединиться к ней. Но те по соображениям ритуальной чистоты чуждались такой общности и сами себя отделяли от Спасителя.
Проявляя нетерпение к народной простоте, фарисеи желали, чтобы Христос следовал их представлениям о праведности и беседовал с ними отдельно. На это Он не соглашался, негласно указывая, что фарисеи по своему духовному состоянию мало чем отличаются от простого народа. Но для наглядности примера подлинного благочестия приводит притчи о заблудившейся овце и потерянной драхме.
О чем повествуют
Обе притчи отвечают на вопрос, как Бог относится к праведникам и грешникам. Согласно многим свидетельствам Ветхозаветного Писания и сложившейся иудейской традиции, Бог любит праведников и гневается на грешников, праведникам Он подарит Свое Царство, а грешников осудит на вечные мучения. Вопреки такому представлению, Христос в приведенных притчах высказывает противоположное утверждение: Господь любит всех, праведников и грешников, и хочет спасения последних. Для этого Он готов снизойти с вершины Своего величия.
В притче о заблудившейся овце представлен хозяин большого стада овец. Он заботливый и внимательный. Ему дорога каждая овца, так что, узнав о потере одной из них, он отправляется на ее поиски. При этом оставляет остальных 99 овец в пустыне. В повествовании апостола Матфея стадо остается в горах. Тот и другой вариант соответствовали палестинской реальности, когда стадо паслось весь день и к вечеру возвращалось в загон — именно в это время можно было узнать о пропаже.
Можно предположить, что хозяин из притчи отправился на поиски вечером, в преддверии темной ночи, которая в южных странах наступает быстро. Ночью овца обречена быть съеденной, поэтому хозяину нужно спешить. Найти ее в таких условиях подобно подвигу, поэтому, найдя пропавшую, он поистине «радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся».
Хозяин предстает внимательной и рачительной личностью. Ему дорога каждая овца. Он не смеет напрасно растрачивать свое имущество и отправляется на поиски не задумываясь. Подобным образом и Небесный Пастырь употребляет все возможные средства для обращения к истине погрязшего в грехах человека. Преподобный Иустин (Попович) размышляет: «Ты блуждаешь по тине сластолюбия, барахтаешься в фантастических мечтаниях, блуждаешь по пустыням безумных желаний, а и не замечаешь, что за тобой невидимо спешит и ищет тебя Он — Единый Человеколюбец: идет по твоим пустыням, скитается по твоим ущельям, ищет тебя по твоим мирам, чтобы тебя найти».
Апостол Лука подробно описывает, как хозяин возвращается домой с найденной овцой: «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лук 15:5–6). То есть не просто пригонит, а принесет на плечах. Овца все-таки не легкое животное, поэтому проще нести ее на плечах, придерживая руками.
Какова идея
Тот же смысл заботы Бога о грешниках имеет и краткая притча о потерянной драхме. В ней главной героиней выступает женщина, которая символизирует Господа Иисуса Христа, а потерянная драхма — грешного человека. По аналогии, девять сохранившихся драхм — это праведники.
В притче имеются свои особенности повествования. Для поиска закатившейся монеты женщина зажигает свет и тщательно подметает пол в доме. Свет — часто используемый в Библии образ. Он означает Божественную истину. Как женщина в притче зажигает свет в своем доме, так Христос возвещает правду Божию своему народу. Соответственно, как женщина делает свой дом чистым, ища драхму, так Спаситель приносит искупительную Жертву для прощения Своего народа и спасения грешников. Все остальные черты и смыслы рассказа аналогичны притче о заблудившейся овце.
Обе притчи обосновывают и утверждают главный принцип христианского гуманизма: Бог любит человека независимо от того, праведен он или грешен. Он хочет спасения каждого человека и всех людей. И для этого Он делает все, что необходимо. А значит, и мы должны этого хотеть и помогать друг другу на нашем общем пути к Царству Небесному. Отчуждение, превозношение над другими, самоизоляция в духовной жизни противны Божией воле. Цель же христианского гуманизма, основанного на принципе Божественной любви к человеку, в том, чтобы человек любил человека.
Подготовил протоиерей Алексий Белецкий
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.