«А нам-то зачем это надо?» Именно такой вопрос мне задали в одном из нижегородских вузов во время неформальной беседы со студентами. Понятно, что для верующих это важно, но вот я, например, в Бога не верю… — пояснил интеллигентный юноша. И действительно — зачем?
Встречи, посвященные рассказу о нижегородских новомучениках, организуются в рамках проекта «Чьими молитвами живы: вернуть память святых земляков», который редакция газеты «Ведомости Нижегородской митрополии» реализует совместно с комиссией по канонизации Нижегородской епархии при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».
Первые беседы проходили с подготовленной, а главное, заинтересованной аудиторией: прихожанами храмов, учениками православных гимназий, педагогами. Но вот пришло время выйти с этим проектом «в мир», и привычных аргументов оказалось недостаточно. Встречи в рамках проекта прошли в двух светских вузах: в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии и Волжском государственном университете водного транспорта. И поскольку такие мероприятия в светских учебных заведениях — школах и вузах — предстоит продолжать, стоит задуматься о том, как говорить с молодыми людьми об этом.
Верующим людям не приходится объяснять, почему так важно помнить о наших святых современниках и земляках. Их жизнь и их подвиг — пример для современных христиан, мы нуждаемся в их молитвенном предстательстве, ощущаем связь с ними. Поэтому самым важным в таких беседах было призвать не просто помнить о наших земляках-новомучениках, но и обращаться к ним в молитве.
Для неверующих людей, особенно если это люди молодые, разговор о молитве не актуален и подвиг новомучеников непонятен. Да мало ли людей пострадало в годы Гражданской войны и репрессий! Почему о ком-то стоит помнить особо?
В действительности, вопрос молодых: «А нам-то зачем это надо?» — не равнодушие и не дерзость, а искренняя попытка разобраться. Не прозвучи этого вопроса, вся беседа не попала бы в цель, а благодаря ему пришлось сообща разбираться в ситуации.
Победители или проигравшие
К большому сожалению, сегодняшняя молодежь понимает механизм Гражданской войны гораздо лучше, чем юношество 1970‑х и 1980‑х. Современный мир дает даже слишком много наглядных примеров того, как это происходит.
— Что, на ваш взгляд, самое трагичное в Гражданской войне?
— Ну, это очевидно: народ воюет сам с собой.
— Вот именно: в Гражданской войне нет победителей, есть только проигравшие. И об этом надо помнить всегда.
И мы говорим о том, что в любых социальных потрясениях и переворотах часто отсутствует четкая разница между черным и белым, между добром и злом. Человеку слишком легко потеряться в переплетении многочисленных и очень разных правд. В таких ситуациях надежда только на Истину.
Невозможно сосчитать, сколько людей пострадало в нашей стране в период Октябрьской революции и последующих репрессий. Мы не можем даже узнать обо всех, не только запомнить. Количество мучеников за веру в сравнении с общим количеством жертв относительно невелико, но именно эти люди вызывают особый интерес.
— Почему?
— Потому что фактически только их жертва оказалась не напрасной. В атмосфере страха и всеобщего безумия они смогли сохранить себя. В тех обстоятельствах это было труднее, чем одерживать военные победы. Именно такие люди дают обществу шанс пережить трагические времена. Этого достаточно, чтобы у нас были основания стараться больше узнать об их жизни.
Прошлое и будущее
На Нижегородской земле есть свои места памяти, связанные с теми временами, их героями и жертвами. Это территории Унжлага и Ветлага — двух больших групп лагерей, входящих в состав ГУЛАГа. Фактически эти территории — целая страна, лет 50 назад канувшая в Лету. Но здесь можно побывать, чтобы почувствовать дух того времени, ощутить его реальность и достаточную близость к нам.
— Ой! — хором охают студентки на дальней парте. — А мы ведь оттуда!
Вереница фотографий: портреты, виды разрушенных храмов, места памяти.
— На самом деле, не обязательно ехать на Унжлаг, чтобы понять, как это близко. Мочальный остров, где проводились расстрелы, постоянно «мозолит глаза» нижегородцам. Очень многие места в нашем городе и области связаны с именами новомучеников. Мы можем не помнить о них, но тогда получится, что мы не хотим помнить ни о чем.
Теперь можно говорить о фактах. О том, что масштабная работа по прославлению новомучеников началась в начале 90-х годов XX века, но работы предстоит еще очень и очень много. Во-первых, потому, что известные имена — всего лишь вершина айсберга. О подавляющем большинстве мы до сих пор ничего не знаем. Но даже с теми, кто уже канонизирован, работа не закончена. Каждый день исследований прибавляет к этому списку новые и новые имена кандидатов на канонизацию. Сбор информации о пострадавших за веру в годы гонений — огромный кропотливый труд. Десятки, если не сотни тысяч имен, которые переплетены с судьбой всей страны, а возможно, что и с сегодняшними участниками беседы.
— Много ли вы знаете о своих прабабушках и прадедушках? А стоит знать, потому что иногда выясняются удивительные вещи. Может оказаться, что вот вы, барышня, копия вашей прабабушки: и лицом, и характером. Значит, память о ней может очень помочь вам выбрать правильный жизненный путь и не совершить многих ошибок. Потому что, знакомясь с прошлым, мы лучше узнаем самих себя…
Герой фильма «Доживем до понедельника» сказал фразу, ставшую крылатой: «История — это наука, которая делает человека гражданином». И это действительно так. Но иногда именно знание истории помогает нам оставаться просто людьми. Все зависит от того, каким историческим примерам следовать.
Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.