Человеку свойственно стремиться к большему. В любом деле. Приходя в церковь, неофит сначала интересуется, как правильно креститься и класть поклоны, потом учится понимать церковнославянский язык, вникает в значение таинств. Со временем прихожанина начинают волновать все более сложные вопросы. Сегодня нашим читателям отвечает клирик храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы поселка Желнино Воскресенского благочиния протоиерей Илия Шитов.
Впервые прочитал Библию. Возникло много вопросов, но один меня интересует более других: для чего Бог сотворил этот мир? Ведь Он знал, какими неблагодарными детьми мы, люди, окажемся. В чем состоит главный «план» по отношению к нашему миру, в чем конечная цель?
— Этот вопрос волнует очень многих, и ответ на него является частью догматического богословия. Во-первых, Бог — абсолютная благость и любовь, выраженные в гармонии всего сотворенного, и сам мир своим устройством и законами славит Бога. Человек — венец творения, но у него есть свободная воля, чему Господь не препятствует: он может считать себя и сыном Божиим, и потомком обезьяны, и всем чем угодно. Исследуя мир, в конечном итоге он приходит к выводу, что многие законы науки и логики не действуют, и тут его начинает посещать мысль: а откуда все это? И Господь приходит на помощь. Ведь цель создания мира и конечная цель всего — это когда будет «все во всем», то есть в Боге. Мир как создание Божие вопреки искаженной грехом человеческой воле стремится к этому.
Сейчас в интернете довольно часто проходит информация о вреде абортов, и, думаю, многим уже понятно, что ребенок и до рождения живой человек. А вот когда у него появляется душа? В какой момент Господь дает ее?
— Согласно учению святых отцов, душа у человека появляется в момент зачатия. Фактически когда соединяются две клетки, человек уже становится живою душой. Поэтому нельзя говорить, как это делают современные циники, что это набор делящихся клеток на раннем сроке и больше ничего. Не только христианство, но и другие религии говорят о том, что человек становится человеком с момента зачатия, знание об этом издревле присутствует в разных культурах. В Индии есть традиция праздновать первый год ребенка через три месяца после рождения!
В Евангелии сказано, что сразу после Крещения Господь наш Иисус Христос удалился в пустыню, где сорок дней постился и сатана трижды искушал Его. Зачем постился Господь? И зачем претерпел искушения? Зачем сатана начал искушать? Ведь, как я понимаю, у него не было шанса на победу.
— Как толкует святитель Иоанн Златоуст, Господь постился «не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа». Значит, Господь постился для того, чтобы показать человеку, что и для него все возможно, все по силам. Он постился только 40 дней, как постились до Него Моисей и Илия, то есть было известно, что человеку 40‑дневный пост посилен, а сверхчеловеческого Он ничего не показывал. То же самое касается и искушений, которые претерпевал Христос от диавола, чтобы быть нам примером. Его пример не утрачивает своей актуальности по сей день: современная жизнь сплошь и рядом предлагает нам искушения хлебом, славой и богатством. А мы, православные христиане, в подражание пощению Господа, можем в свою очередь ответить исполнением Святой Четыредесятницы.
Что до сатаны и его мотивов и шансов на победу — что нам до него?
Сын Божий взял на себя грехи человечества. Что это значит? Он на какое-то время, пусть на секунду, стал грешным?
— Господь взял на себе грех мира в Своей крестной смерти, чем искупил все человечество от смерти и рабства диаволу. Он стал человеком во всем, кроме греха. И Он, безгрешный, не имеющий личного греха, умер за грехи всего мира — не только поколений, которые были до Него, но и поколений, которые будут до скончания века, за каждого человека. В этом и величие Его крестной Жертвы. Для нашего спасения Он оставил нам таинства, которыми мы должны жить. Как сказал Афанасий Великий, Бог стал человеком, для того чтобы человек стал богом. В этом и состоят пришествие Господа в мир и наше спасение.
В раю, как мы знаем, — вечное блаженство. Души праведников не знают печали. И они молятся за нас. Но что чувствует душа в раю, если, допустим, на земле его близкие страдают: родители, дети?
— По словам апостола Павла, человек не может даже представить и малую часть того, что уготовал Бог любящим Его. Небесные радости несопоставимы с земными скорбями и переживаниями. Да, мы плачем и скорбим, расставаясь с нашими близкими, но Господь по их молитвам дает благословение их родственникам. Как сказал Патриарх Сербский Павел, когда человек рождается, все вокруг радуются, а он плачет, и надо прожить жизнь так, чтобы, когда он отошел ко Господу, все плакали, а он радовался. В этом, мне кажется, и заключается предназначение жизни каждого человека.
Чем отличаются смирение и терпение? Какая связь между ними? Является ли одно необходимым условием для другого, или это две равноуровневые добродетели, которые могут существовать в человеке независимо друг от друга?
— Из терпения и вырабатывается смирение. Ведь само по себе смирение сразу не возникнет. Страсти помешают, например, самолюбие. Поэтому хорошо бы начать с тренировки терпения, снисходительности к грехам наших близких. В первую очередь исправлять свои ошибки, а потом уже — ошибки ближних. Не зря замечено, что человек не грешит тем грехом, которого не видит у других. Смирение же проявляется в терпеливом исполнении закона Христова, о котором сказал апостол Павел: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал 6:2).
Я живу в постоянном страхе смерти, почему — сама не могу понять. У меня все хорошо, нет никаких претензий к жизни. Стараюсь посещать храмы, езжу по монастырям, и на Святой земле была… Но страх смерти почему-то меня не оставляет. Как с этим справиться?
— Каждый человек должен иметь страх смертный, чтобы не грешить и с чистой совестью предстать перед Богом в любой момент. Но спасительный страх смерти, о котором говорят святые отцы, не имеет ничего общего с манией или навязчивой идеей, когда повреждаются силы души, затмевается радость бытия и отступает благодарение Богу за все: за жизнь, которая есть, и смерть, которая соединит человека с Господом. Смерти как таковой бояться не надо. Ведь смерть — это рождение в жизнь вечную, встреча с Богом, к которой и должен стремиться всякий христианин. Бояться нужно обидеть Господа своим на земле поведением. Что касается способов противостоять необоснованному страху, посещение святынь — хорошее дело, но еще лучше — совершение добрых дел.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.