Вопросы о молитве всегда радость для пастыря. Апостол завещал нам непрестанно молиться (1 Фес 5:17), что православный человек и делает. Он молится за себя и за близких своих. Но как быть, если близкий не крещен или ушел из жизни без покаяния, или он другого вероисповедания, а душа за него болит и сердце просит помолиться? Об этом и поговорим.
Человек, сделавший много добра моей семье, некрещеный. Как за него молиться, и стоит ли, если он сам неверующий?
— Как известно, добро делают не только крещеные люди. Как же нам благодарить благодетелей, как молиться за них, если они не крещены, а значит, не принадлежат Церкви Христовой? Митрополит Макарий говорит: «Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа». То есть для того, чтобы быть членом Церкви Христовой, нужно уверовать в Христа Спасителя и войти в Церковь через таинство Крещения. А значит, лучше всего наша благодарность может быть выражена, если мы будем просить Бога, чтобы Он просветил разум этого доброго человека, чтобы привел его к святому Крещению. То есть, нет запрета совершать вашу личную молитву за него и дома, и в церкви, да и свечку можете поставить. Старец Силуан говорил: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы…» Для Него возможно то, что невозможно для человека — лишь бы молитва наша была упорной, как у евангельской вдовицы, которая своим упорством сумела убедить немилосердного судию. Не случайно эта притча приведена в Евангелии — нам в назидание. Так что молиться можно и нужно, но вот если за неверующих, но крещеных можно подать записки на проскомидию, то за некрещеных молиться можно и нужно, молясь вместе со всеми, когда диакон читает помянник, записки же о них в алтарь подавать нельзя.
Мой брат, не выдержав физических страданий, в состоянии тяжелого недуга, покончил с собой. Семье нет покоя от осознания его тяжелой участи. Что можно сделать, если отпеть было нельзя?
— Вашему горю можно и нужно посочувствовать. Но в Православной Церкви существует жесткое правило — она не молится за некрещеных и за богоотступников (14 правило святого Тимофея Александрийского). К последним относятся и самоубийцы, по своей воле отказавшиеся от Бога, Подателя жизни и смерти, от Его Промысла. И правда, чин отпевания православного человека пронизан осознанием, что прощаемся мы с истинным христианином — «Со святыми упокой…» Можно ли произнести такие слова по отношению к тому, кто ушел из жизни самовольно? Но близким самоубийцы так хочется помолиться, так хочется облегчить душу своего брата или сестры, которые сами уже не могут влиять на свою участь в мире ином! 27 июля 2011 года Священным Синодом Русской Церкви был одобрен текст специальной церковной службы для родственников самоубийцы: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Этот чин не следует путать с отпеванием, он служит лишь для утешения скорбящих родственников. Сами же родственники, по церковной традиции, могут молиться о самоубийцах только келейно, то есть домашней молитвой. Для этого существует молитва святого Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Как молиться о тех, о ком не известно, живы ли?
— У Бога, как говорит Священное Писание, нет мертвых, у Него все живы. «Бог не есть Бог мертвых, потому что у Него все живы» (Лк 20:38). Но в христианской Церкви сложилось так, что мы отдельно молимся за живых и за мертвых. Существует правило: если человек пропал и о нем нет никаких известий, то близкие его и Церковь молятся о нем как о живом в течение шести лет, с надеждой, что по молитве Господь явит судьбу этого человека, жив он или уже мертв.
Умер сын. Слава Богу, не в пьяном виде, а в больнице. Он страдал алкоголизмом и был закодирован. Можно ли за него молиться, и как?
— Можно и нужно было молиться о его спасении и при его жизни, то же самое и теперь, после его смерти. Так заповедовал нам Спаситель и святые апостолы. «…вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем…» (2 Сол 5:14); «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов…» (Гал 6:2). Учение Православной Церкви о загробной жизни говорит, что сами умершие не могут уже изменить свою участь, но по молитвам живых эта участь может быть изменена по милосердию Божию. Поэтому, если ваш сын был крещен, то молитесь за него и дома, и в храме, а так как умер он нераскаявшимся грешником, то душе его ваша молитва просто необходима. Пожалуй, другой-то надежды у нее и нет.
У нас в родне есть смешанная семья: мать — христианка, а отец — мусульманин. У них двое детей, тоже мусульмане. Как за них молиться? Может быть, есть специальные тексты?
— Каких-либо особых молитв в этом случае нет. За людей, не принадлежащих к Православной Церкви, Церковь не молится. Что это значит? Это значит, что имена нехристиан не поминаются на проскомидии, во время принесения Бескровной Жертвы. Но дома вы всегда можете помолиться Богу и об этих людях. Даже в храме поставить свечку не возбраняется, только не пишите их имена в заказных записках. Помолиться за своих близких, к какой бы вере они ни принадлежали, всегда полезно. «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:22).
Как вы понимаете, молиться за близких полезно не только для них, но и для вашей души тоже. И специальные молитвы тут не нужны. Слова найдутся, их вам подскажет сердце.
Дочь полюбила иноверца, называя себя православной и еще не понимая, видимо, какие сложности ее ждут, если будет создана семья. Можно ли молиться за обращение этого человека в православную веру? Чем вообще помочь?
— Бывают, безусловно, счастливые семьи, хотя супруги исповедуют разные веры. Или если один из них неверующий. О таковых пишет апостол Павел: «… если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим…» (1 Кор 7:12–14). Что же из этого следует? Следует то, что верующая жена может и должна молиться о своем неверующем муже, так он ею «освятится» и по Божией милости придет ко Христу. То же самое и верующий муж молится о своей неверующей супруге. Но и до брака, конечно, мы имеем возможность молиться за человека, которого хотим привести в Церковь Христову. Ведь делается это по любви к ближнему. Что может быть выше?
Апостол Павел пишет в одном из своих посланий о том, что мы всегда должны молиться — непрестанно. Как это понимать?
— Да, такие слова есть в Послании к фессалоникийцам (солунянам). Может ли современный человек, который не давал монашеских обетов, непрестанно, по слову апостола, молиться? На первый взгляд, не может. И все же эта апостольская заповедь выполнима. Апостол говорит нам о непрестанном присутствии в наших мыслях Бога. Чтобы мы соотносили с Ним свои поступки и мысли. Перед всяким ли делом мы можем сказать: «Господи, помоги!»? Едва ли. Постоянная память о Боге дает нам возможность настроиться на такую волну. Святитель Василий Великий пишет: «Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Прошение же, без сомнения, не ограничиваем словами; ибо думаем, что Бог не имеет нужды в словесном напоминании, но знает полезное, когда мы и не просим. Поэтому, что же говорим мы? То, что надобно не в словах заключать молитву, а, напротив того, поставлять более силу молитвы в душевном произволении и в добродетельных делах, непрерывно продолжаемых чрез целую жизнь… Молящемуся не должно говорить лишнего, прося у Господа чего-либо тленного и недостойного».
Всегда ли Бог слышит нашу молитву? Иногда кажется, что молишься понапрасну, и Он не слышит тебя.
— Это не так. Господь слышит нас всегда. Умеем ли мы с Ним разговаривать, вот в чем вопрос! Апостол Павел писал в Послании к Тимофею: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим 2:1–8). То есть в молитве мы должны иметь крепкую веру и чистые руки и сердце. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк 11:25). Имея чистые руки и сердце, мы рассматриваем то, что намерены просить, зная, что, если просим полезного для спасения души, Бог принимает такое прошение, если же вредного — отвергает. Мы можем просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Он может дать нам все, но не дает того, что пагубно.
Протоиерей Владимир Гофман
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.