Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Заря Солнца Правды
17:54, 5 июля 2013

Заря Солнца Правды

7 июля — рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ровно за шесть месяцев до Рождества Христова мы празднуем Рождество Пророка Мессии. Сам Господь свидетельствовал, по слову Евангелия, что нет среди людей никого выше Иоанна Предтечи: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф 11:11).

Чудный, великий Пророк, его фигура таинственна, его жизнь неизреченна, он завершает Ветхозаветное пророческое служение. Церковь именует Предтечу «печатью пророчества», то есть с ним закрывается, «запечатывается» дар пророчества в Ветхозаветной Церкви. Он же, рубежная фигура, начинает служение Новозаветное: пророческое, апостольское и мученическое.

Как повествует Евангелие (Лк 1:57–80), родители святого Иоанна Предтечи — праведный Захария и праведная Елисавета, жившие в Хевроне, достигли преклонных лет, оставаясь бездетными. В тогдашнем обществе бездетность считалась наказанием Божиим за грехи, указанием на то, что данный человек вычеркивается из Книги Жизни, Господь прекращает его род. Таких людей сторонились, чуждались: можно представить, сколько страданий перенесли Захария и Елисавета, прежде чем Господь соделал их родителями великого Пророка.Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью.

Пророчество архангела Гавриила привело праведного Захарию в сильное смущение. Как говорит церковное Предание, Захария молился не за себя. Он, будучи преклонным старцем, смирился с тем, что уже никогда не испытает радость отцовства. Он молился за народ, просил Бога поскорее ниспослать долгожданного Мессию. Захария, как и все сведущие в Писании люди, естественно, знал, что перед приходом Мессии должен явиться Его Пророк, как это предсказывается у пророка Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему…» (Ис 40: 3). Подумать только, что происходило в мыслях и в сердце старца, когда он узнал, что именно от него имеет родиться такой человек — Пророк Мессии!

Усомнившись в словах архангела, он стал просить у Господа знамения, которое подтвердило бы услышанное. И мгновенно его поразила немота.

Наконец совершилось долгожданное рождество. На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом.

К этому дню полагалось дать младенцу имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит «благодать».

Все были удивлены: такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать отрока, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». И вдруг узы, связывавшие его речь, разрешились.

О детстве Предтечи и о его жизни до выхода на проповедь Священное Писание умалчивает, говоря лишь, что «младенец возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1: 80), но церковное Предание сохраняет некоторые свидетельства.

Когда Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Он послал убийц и в Хеврон. Однако в доме святого Захарии никого не оказалось. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона, святая Елисавета вместе с младенцем Предтечей Иоанном ушла в горы, святой же Захария в это время исполнял свою чреду богослужений в Иерусалимском храме.

Праведная Елисавета со слезами молилась Богу о защите. И когда с вершины горы она увидела приближавшихся преследователей, то возопила от всего сердца, обращаясь к каменной глыбе: «Гора Божия! Гора Божия! Прими матерь с чадом!» Как повествует церковное Предание, гора вдруг расступилась, образуя пещеру, которая сокрыла матерь с сыном.

Негодуя на то, что праведной Елисавете с младенцем удалось скрыться, Ирод решил отомстить святому Захарии. Он послал к нему своего оруженосца с поручением узнать, где находится его сын. В случае отказа выдать сына Ирод приказал убить отца. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу.

За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

По прошествии сорока дней со времени убиения праведного Захарии преставилась и святая Елисавета. Мальчика, оставшегося в пустыне, взял на свое попечение Ангел Божий. Так хранил и покрывал Господь святого пророка Иоанна, чтобы уготовал он путь Грядущему Спасителю рода человеческого.

Празднование памяти святого пророка и Предтечи Господня Иоанна особенно распространено в Русской Православной Церкви. В честь Крестителя Господня Иоанна воздвигнуты многочисленные храмы и монастыри по всей России, имя Иоанн — одно из самых распространенных.

Но следует обратить внимание на одно негативное обстоятельство, касающееся, опять же, России. Минуло уже более тысячи лет с тех пор, как Русь облачилась в белые крещальные одежды в днепровских водах при равноапостольном великом князе Владимире. Поганая Русь стала Святой Русью, но отголоски древнего язычества слышны до сих пор. Одно из суеверий оскорбляет величие и святость Предтечи Господня Иоанна и праздника его Рождества. По недоразумению некоторые называют этот праздник или даже самого Предтечу Иван Купала. Так называемая народная этимология пытается объяснить, что, мол, Купала — от слова «купать», «погружать в воду», что якобы и делал Креститель на Иордане. На самом деле Купала — имя языческого божества, идола, которому поклонялись славяне до Крещения Руси, а празднование ему приходилось в день, близкий ко дню рождества Предтечи.

С принятием истинной веры не сразу забылись обряды веры суетной. Скверные купальские игрища с прыганьем через костер, кульминацией которых было принесение в жертву Купале (сожжение живьем) лучшей пары юноши и девушки, завершались попойкой и свальным грехом. В наше время СМИ с удовольствием передают репортажи с таких, к нашему стыду возрождаемых, купальских игрищ.

Мы же прославляем великого Крестителя: «Звезда звезд, Предтеча ныне рождается на земле от неплодной утробы, Иоанн Боговожделенный, и Христову являет Зарю!»

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.