Среди 14 церквей Балахны одной из первых была закрыта Знаменская. Она же стала одной из последних, которая вернулась к прежней жизни. Как место молитвы церковь стала действовать всего два года назад, после долгих десятилетий поругания. Теперь она обрела свой исторический облик, и уже звенит хрустальными колоколами, чарует своим белоснежным нарядом, сияет золотом куполов.
История возвращения храма началась с освящения главного придела в честь иконы Божией Матери «Знамение», которое произошло в декабре прошлого года, а спустя всего год балахнинцы собрались на освящение еще одного придела — в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы.
У Пятницкого придела своя история. Он появился в Знаменской церкви в XVIII веке, когда ее отстраивал после пожара, выбрав для нее новое место, богатый купец-солепромышленник Петр Семенович Латухин. Новый теплый придел был устроен в трапезной части храма, в память о существовавшем в Балахне деревянном храме в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, который был подмыт разливом Волги в XVII веке.
Новая веха в жизни Пятницкого придела началась 8 декабря, когда его освятил великим чином митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в присутствии представителей местной власти, бизнеса и многочисленных прихожан. Многие из них вложили свою лепту в возрождение обновленной церкви, вдохнули в нее жизнь, затеплили лампаду веры.
Покаяние за отцов и дедов
После передачи храма Нижегородской епархии с самых первых, трудных дней за дело взялся протоиерей Николай Хазов, который несет здесь настоятельские труды и по сей день. Храм, который с 1926 года использовался различными организациями, имел удручающий вид. Особенно постарались последние хозяева, которые отдали здание старинной церкви в распоряжение питейного заведения. Внутри здание было исковеркано перегородками и следами нерадивого использования. Батюшка принялся за обновление храма с особым вдохновением, подключив к делам неравнодушных жителей Балахны.
— Мы пришли сюда 27 июня 2013 года, — вспоминает помощница настоятеля Ольга Мухина. — В приделе в честь святой Параскевы Пятницы коптили колбасу, и все было в саже. Начали метр за метром очищать стены и своды, затем к нам присоединились три помощницы, которые за два месяца бесплатно зашпаклевали, оштукатурили и покрасили весь храм. Мы тоже помогали: таскали кирпич, готовили раствор в бетономешалке, которую купил батюшка Николай, ставили леса. Неделю трудимся, а накануне выходных весь храм отмываем, расстилаем ковры, расставляем подсвечники — готовим его к праздничной службе. В таком режиме мы и жили первое время.
Освящение придела Знаменской церкви — событие для всей балахнинской земли. Это и праздник, и повод подвести черту многолетних попыток балахнинцев вернуть храм из плена запустения.
— Возрождением этого старинного храма и молитвенной жизни в нем восстанавливается духовная связь Церкви Небесной и Церкви земной, — отметил митрополит Георгий в своем святительском слове после богослужения. — Сегодня благословенный день, потому что на небесах радуются люди, которые многие годы молились в этом святом месте. Своими трудами по возрождению и освящению престола Божия мы приносим покаяние пред Господом за наших братьев и сестер, отцов и дедов — всех, кто разрушал этот храм.
Владыка Георгий рассказал, что многолетние и многочисленные попытки вернуть храм заканчивались безрезультатно. В 2013 же году совместные усилия церковной, светских областной и местной властей увенчались успехом.
Как с чистого листа
Сведения об интерьерах Знаменской церкви незначительны. Известно только, что стены ее были расписаны. Новые росписи с сюжетами, циклами и образами в убранстве храма появились год назад под руководством художников иконописной мастерской «Ковчег». Разрабатывая заново систему росписей, иконописцы столкнулись со сложной задачей, поскольку в Знаменском храме нет симметрии, характерной для церковного зодчества XVII века, в стиле которого была возведена эта церковь.
— Мы решили выполнить основную часть храма и Пятницкий придел в русском стиле, а самую древнюю часть здания — придел в честь Знамения Божией Матери — расписать в византийском, — пояснил руководитель иконописной мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов. — В Пятницком приделе мы написали много образов святых жен, а в приделе, посвященном Матери Божией, — пророков, поскольку именно им выпала миссия предвозвестить человечеству о том, что наше спасение придет через Деву Марию, которая станет Матерью Спасителя Господа Иисуса Христа.
Рядом со Знаменской церковью стоит храм в честь Воздвижения Креста Господня. Без окон, без куполов, с обвалившейся кладкой. Как брат-близнец той самой Знаменской, что изменилась и похорошела за два года. Словно и не было в этой системе координат огней дискотеки, шума и гомона толпы, гула автомобилей.
Крестовоздвиженская церковь тоже уникальна по архитектуре. Совсем скоро и она возродится. Завершаются работы по укреплению его стен и сводов, а со следующего года, когда на кровлю будут подняты купола и кресты, грядут работы по отделке внутреннего убранства.
На площади, что собрала старинные церкви Балахны словно в ладонь, тихо и свежо. Скрипит под сапогами декабрьский снег, и хотя над головой нависло серым пологом небо, сквозь решетчатые окна храма пробиваются яркие огни лампад. На сердце уже стало светло. Засияло Солнце Правды…
Марина Дружкова
Фото Алексея Козориза
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.