По-летнему теплый и солнечный день выдался в этом году на праздник всех учащих и учащихся. 2 сентября, в День знаний, отзвенели звонки во всех российских школах, отзвенели они и в девяти гимназиях и одной монастырской школе Нижегородской епархии. И не будет лукавством сказать, что где-где, а в православных школах встреча одноклассников и учителей была по-семейному теплой и радостной. Более 4400 человек сели за парты нижегородских православных гимназий в этом учебном году, из них 463 — первоклассники.
В первый школьный день, как всегда, было много цветов и воздушных шаров, а еще белые голуби и сказочные персонажи, театрализованные выступления и концертные номера, классные часы, экскурсии и встречи с ветеранами. Все ребята по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия получили к началу учебы небольшие подарки: шоколад и иконки с образом Божией Матери «Прибавление ума».
— Мы собрались как одна большая дружная семья, — сказал, в частности, на торжественной линейке в Серафимовской гимназии Воскресенского благочиния помощник благочинного по вопросам образования иерей Александр Макаров. — Правы те, кто говорит, что ребенок, который идет в первый класс, обретает надежду, знания и веру в себя. Колоссален труд родителей и педагогов, которые довели своих детей до выпуска, и сами ученики сильно постарались. Желаю ребятам оставаться всегда прилежными, чтобы в дальнейшем стать радостью и опорой для нашего большого государства, которое находится под покровом Божиим, под покровом Царицы Небесной.
Планы и надежды
Еще накануне, 31 августа, педагоги, ученики православных гимназий и их родители собрались по доброй традиции в Александро-Невском кафедральном соборе на Божественную литургию и молебен перед началом нового учебного года, которые совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В этот день ребята не только молятся на богослужении, но и несут послушания в качестве пономарей, чтецов, певчих. Огромный храм наполняли молодые лица, улыбки, светящиеся глаза. Многие поделились своими ожиданиями от школы.
Для Софии Варченко этот учебный год особенный. Девочка переходит из светской школы в православную.
— Хочется ощутить спокойствие, чтобы ребенок нашел себя, духовно развивался, побольше доброты и тепла, — говорит мама Софии Екатерина. — Однажды мы побывали на концерте «Вифлеемская звезда», и нам очень понравилась атмосфера православной гимназии. Мы любим ходить в храм, и хотелось бы вместе с ребенком приобретать новые знания о православии.
У ученика Александро-Невской православной гимназии Германа Стоякина тоже впереди ответственный год — 11-й класс, выпускные экзамены, поступление в вуз.
— Первоклассникам я бы пожелал не отлынивать от учебы, а еще заниматься спортом и верить в Господа, — сказал Герман. — В нашей гимназии прекрасная атмосфера, все хорошо друг к другу относятся.
— У меня два сына учатся в православной гимназии, и до их поступления мы ходили в храм, дети привыкли к богослужениям. Мне кажется, здесь немного другая атмосфера, более душевная, — поделилась мама гимназистов Юлия Баринова. — Общая молитва многое дает человеку: его просьба будет услышана! На молебне перед началом учебного года мы просим, чтобы учеба детей была успешной. И у меня очень светлое чувство сегодня. Мы встречаемся после каникул как близкие люди — одноклассники, родители. Радостные чувства у всех.
–– В первый класс берешь чужих детей, пока их еще не знаешь, в пятый уже отдаешь своих, — говорит учитель начальных классов православной гимназии в честь святого благоверного князя Александра Невского Сергей Никитин, — это те дети, с которыми становишься родными, близкими, друзьями. За четыре года из учеников, учителя и родителей образуется коллектив единомышленников.
Первый месяц, когда придется заново привыкать к школьной дисциплине, будет непростым для всех. Тем не менее, активные гимназисты планируют не только усиленно заниматься, но и посвящать время своим увлечениям, ходить на экскурсии и в театры.
— С одной стороны, жалко, что каникулы закончились, но и в школу хочется! Мне очень нравятся мои учителя и уроки тоже — поделилась шестиклассница Кирилло-Мефодиевской православной гимназии Маша Чернева.
— Планирую прилагать все усилия к учебе и еще развиваться в разных направлениях, больше читать, чтобы углубленно изучить то, что мы будем проходить, — заявил ученик Кирилло-Мефодиевской православной гимназии Александр Смирнов.
Чтобы Господь послал разумения
Накануне Дня знаний управляющий Нижегородской епархией встретился с ректорами нижегородских высших учебных заведений, чтобы обсудить вопросы дальнейшего сотрудничества между епархией и высшей школой. Руководителей вузов и представителей профессорско-преподавательского сообщества можно было увидеть и на богослужении в кафедральном соборе в последний день лета.
— Традиция собирать учащихся и учащих на торжественный молебен замечательна, — считает президент НГЛУ им Н. А. Добролюбова Борис Жигалев. — Мы все получаем напутствие и силы для решения новых задач, достижения новых целей в области образования в средней и высшей школах, поэтому приходим сюда с радостью.
— Желаю, чтобы Господь послал нашим школьникам и студентам разумения, чтобы ваш интерес к приобретению знаний становился только крепче, чтобы вы не только успешно изучали новые предметы, но и приобретали нравственные добродетели. Будьте добрыми, будьте терпеливыми и милосердными! — напутствовал гимназистов нижегородский архипастырь.
Учебный настрой: роль родителей
Длинные летние каникулы закончились. И вот уже и самим ученикам, и их родителям кажется, что теперь нужно все начинать сначала: вспоминать подзабытое, привыкать к расписанию и дисциплине. А каково первоклассникам, для которых началась целая новая жизнь? О том, как быстрее справиться со всеми трудностями адаптации к учебе, журналист и ведущая радио «Образ» Марина Дружкова побеседовала с психологом Натальей Худиной, педагогом Сормовской православной гимназии имени апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
— Психологи советуют начинать подготовку к школе как можно раньше, а вы как считаете? Сколько времени необходимо, чтобы настроиться на учебу?
— Как взрослому человеку после отпуска трудно возвращаться к привычному рабочему ритму, так и ребенку после каникул трудно вернуться к учебному режиму сразу. Вроде бы, три месяца отдыхал и должен быть полон сил, но на деле в начале года школьник может испытывать усталость и даже физическое недомогание. Младшеклас-сникам, чтобы адаптироваться к учебе, потребуется полтора-два месяца, учащемуся среднего звена — один месяц, старшеклассникам — две-три недели. Подготовка к школе — это переход от режима отдыха к режиму работы во всех сферах жизни ребенка, который подразумевает и физиологические процессы, и физический настрой, а если нужно, то и повторение учебного материала. Можно назвать этот процесс перезагрузкой. Перезагрузить нужно многое: мозг, тело, душе тоже следует поработать.
— Стоит ли ехать в отпуск с ребенком, если это подразумевает отсутствие его в течение двух-трех дней в начале года?
— Это трудная для ребенка ситуация, эмоционально и физически. Я бы сравнила ее с прыжком в прорубь, после того как вышел из жаркого помещения. Резкий переход из одного состояния в совершенно противоположное — это стресс. Конечно, не смертельно, но и не полезно.
— Можно ли избежать волнений, связанных с началом учебы? Может быть, есть какие-то психологические приемы, техники, чтобы снять тревогу?
— Бывает, что родители связывают начало учебного года с каким-то стрессом, причем для всей семьи, а нужно другое. Родителям важно самим быть спокойными и транслировать свое спокойствие ребенку. Поговорите с ним о его чувствах, спросите, что ему нравится, что хочется купить, о чем он волнуется, с кем хочет встретиться… Важно вспомнить свою учебу, свои трудности и радости при этом — и как можно больше слушайте ребенка. Именно так формируется положительный настрой к учебе. Тревога — это состояние неизвестности: как там будет в школе, вдруг что-то случится? Главная техника — спокойные позитивные разговоры обо всем, разбор тех или иных ситуаций. Можно попросить ребенка нарисовать школу, узнать, где он себя помещает на этом рисунке, что делает. Бывают случаи неконтролируемой тревоги — тогда лучше обратиться к специалисту.
— Совместная молитва может помочь убрать страх перед школой?
— Молитва — это разговор с Богом, и в православных гимназиях есть добрая традиция каждый день начинать с общей молитвы. Она вдохновляет, объединяет детей, дает уверенность в помощи Божией и, как следствие, душевное спокойствие. Страх уходит. Дети чувствуют, что они не одни, рядом Господь, рядом их родители, и это укрепляет их в учебе.
— Переход от летнего ничегонеделания к интенсивной работе оказывается достаточно резким. Когда, по-вашему, можно «подключать» внеклассную деятельность?
— Ходить на дополнительные занятия можно с самого начала учебного года. Педагоги дополнительного образования знают о трудностях адаптации и первые две-три недели строят занятия, учитывая специфику основного учебного процесса. Например, в музыкальной школе на первой неделе формируется расписание, идет подготовка музыкальных произведений, налаживается общение между учителем и учеником. Думаю, и в других местах происходят схожие процессы.
К вопросу нагрузки нужно подходить, учитывая обе составляющие: нагрузку в школе и нагрузку в кружках и секциях.
В школе она строго соответствует возрастным особенностям детей, что же касается дополнительного образования, необходимо учитывать психологические и физические возможности самого ребенка, помнить, что художественная, музыкальная или спортивная школа — это фактически второе образование, и добавлять еще кружки можно только в качестве хобби. При составлении общего расписания нужно обязательно оставлять свободное время, когда ребенок может позволить себе ничего не делать. Это время, когда он может подумать над своими чувствами, пообщаться с друзьями и так далее, очень важно для него.
— Стоит ли водить ребенка на кружки, если у него не ладится с учебой и ему приходится заниматься дополнительно, с репетиторами? Не окажется ли, что вся жизнь — сплошная учеба, и не станет ли это дополнительным стрессом?
— В какой-то степени это действительно стресс, поэтому нужно учитывать интересы ребенка. Может быть, если у него трудно идет основная учеба, ему не нужно дополнительное образование, подразумевающее усвоение большого объема знаний и временные затраты. Другое дело, кружок — спортивный или рукодельный — раз в неделю. Во время таких занятий ребенок может как раз отдохнуть, переключившись на другой вид деятельности.Подготовила Дарья Петрова