Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Журналистская «десятина»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (105) 12:28, 10 ноября 2016

Журналистская «десятина»

На этот вопрос пытались ответить участники дискуссии «СМИ как инструмент прямого воздействия: благотворительность на языке медиа», которая прошла в рамках VII Международного фестиваля «Вера и слово». В последние годы все большие обороты набирает гражданская активность в сфере благотворительности и социального служения. Любое развитие ставит новые и новые вопросы, которые и предложили обсудить участники дискуссии.

Когда шумиха в СМИ на пользу

Этот год по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был объявлен годом приоритетного освещения социального и молодежного служения. Вот и разговор в ходе дискуссии шел о том, могут ли СМИ содействовать развитию благотворительности, как именно они должны это делать, а также обсуждалась обратная сторона медали: как взаимодействовать со средствами массовой информации социальным и благотворительным организациям, чтобы продвигать освещение важных тем и расширять свою деятельность. Начали с подведения итогов последних лет, обсудив динамику и удачные проекты.

Одним из самых значимых и регулярных телевизионных благотворительных проектов является акция по помощи тяжелобольным детям, которую «Первый канал» проводит совместно с Русфондом. Результатами этого положительного опыта поделилась руководитель дирекции документального кино «Первого канала» Светлана Колосова:

svetlana-kolosova— Важно не только то, что за пять лет мы собрали под эти акции почти четыре миллиарда рублей, но и то, что у нас появились постоянные жертвователи, то есть почти 15 миллионов граждан России регулярно перечисляют деньги после сюжетов, которые появляются в наших информационных программах, — отметила она.

С другой стороны, необходима более масштабная работа с проблемами. Этот аспект дискуссии отметил российский актер театра и кино, соучредитель фонда помощи детям-инвалидам «Я есть», член Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Егор Бероев:

— Освещение добрых дел в СМИ важно и необходимо, но нужно не забывать о противодействии коррупции и бюрократическим проволочкам в решении социальных проблем. Журналист — большая сила, об этом надо помнить.

В качестве примера приводились журналистские расследования, предпринятые специальным корреспондентом Издательского дома «КоммерсантЪ» Ольгой Алленовой, которая смогла публикациями об историях конкретных людей способствовать существенному улучшению условий содержания людей в психоневрологических интернатах. Шум в СМИ позволил изменить к лучшему и проблему доступа к обезболиванию у терминальных больных. Таким образом, часто публикация провоцирует создание дорожной карты по изменению ситуации.

yuliya-danilova— Именно учитывая возможности СМИ, для НКО и благотворительных организаций — это важный инструмент взаимодействия с обществом и привлечения внимания к общественным проблемам, — согласилась главный редактор портала «Милосердие» Юлия Данилова. По ее мнению, у некоммерческих организаций (НКО) появилось гораздо больше профессионализма в контактах со СМИ.

— Мы замечаем довольно ощутимую конкуренцию за инфоповоды и внимание наиболее значимых СМИ, потому что опыт в сфере благотворительности растет, — сказала она. — При помощи СМИ сейчас удается, пусть не так быстро, как хотелось бы, но решать некоторые очень острые социальные проблемы или хотя бы «разморозить» их, привлечь к ним общественное внимание.

Однако при положительной динамике есть еще огромное поле для развития. По данным последних опросов, при всей активности СМИ более 60 процентов россиян не смогли вспомнить названия ни одного благотворительного фонда, и большинство отметило, что не готово заниматься благотворительностью на постоянной основе.

Нужны истории о людях

Никто не спорил о том, что благотворительности надо дружить со СМИ, а СМИ стоит интересоваться благотворительностью. Всех больше интересовали детали подобного взаимодействия.

vasilij-rulinskijЕжегодно в Церкви появляется 150–200 новых социальных проектов, отметил в своем выступлении пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Василий Рулинский.

Он подчеркнул, что во многом это стало возможным благодаря инициативе Святейшего Патриарха Кирилла об учреждении должности социального работника при каждом крупном приходе России. Соцпроектов на приходском уровне стало существенно больше.

Естественно, что это явилось отправной точкой для того, чтобы возросло количество и качество публикаций о церковных социальных проектах. Но в каком объеме СМИ должны освещать благотворительную тематику?

egor-beroev— Есть хорошее слово — «десятина». В нашем обществе 10 процентов особенных людей. Поэтому и 10 процентов издания может быть посвящено социальной теме, — высказал свое мнение Егор Бероев. — Посмотрите, как в последние годы изменилось отношение к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья. И это во многом заслуга СМИ.

svetlana-kislova— Журналистов в первую очередь интересуют истории. А в нашем служении таких человеческих историй очень много, важно говорить о них, и это всегда будет интересно, — уверена руководитель информационного отдела Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии Светлана Кислова. При этом она отметила, что, активно сотрудничая со сторонними СМИ, необходимо иметь и собственные ресурсы, а также пользоваться социальными сетями. — Чем больше личных контактов, тем лучше, тем больше людей вовлекается в работу.

Ольга Алленова обратила внимание, что СМИ всегда нуждаются в информационном поводе. Но важно не ограничиваться репортажами по острым темам, а создавать целый культурный пласт отношения к социальным вопросам.

— Обратите внимание, у нас почти нет фильмов об инвалидах. А они нужны, и к участию в них надо привлекать известных актеров, — сказала она. В качестве примера Ольга Алленова привела фильм «Антон тут рядом», который не только позволил помочь конкретному ребенку, но и способствовал появлению центра, где работают с людьми, страдающими аутизмом.

Интересную особенность отношения к «неприятным» или «неудобным» темам отметила Юлия Данилова:

— По опыту нашего портала могу сказать, что публикации на тему проживания смерти — самые читаемые. Пусть люди не спешат делиться ими в социальных сетях, но они их читают. Просто потому, что эта тема не проговорена, не осмыслена обществом, а людям она необходима. Еще мы заметили интересную динамику восприятия темы, посвященной людям с синдромом Дауна, которая буквально за несколько лет из негатива вышла в позитив. В общем, непроговоренность «больных» тем — хороший потенциал для СМИ.

Накопительный  эффект

Несмотря на растущее число проектов и активность СМИ, особого всплеска благотворительности и добровольческого движения в обществе по-прежнему не наблюдается. Значит, об этом надо продолжать говорить.

— Добровольческое служение способно изменить мир, — уверен Егор Бероев. — Добровольцы нашего фонда — люди разного достатка, их мало, их не хватает, но это люди, которые понимают, что нуждающимся требуется помощь, и они реально меняют мир, люди вокруг них становятся другими.

Светлана Кислова, со своей стороны, поделилась наблюдением, что самим журналистам надо видеть позитивные примеры, тогда они смогут донести до общества мысль, что помогая другим — помогаешь себе.

olga-allenova— У Церкви есть огромный ресурс, и если бы каждый священник на проповеди говорил, как важно посвящать себя социальному служению, то ситуация бы менялась и люди были более активны, — отметила Ольга Алленова. Она рассказала о своем опыте помощи нуждающимся в одной из московских больниц, куда она пришла после обращения священника в приходском храме.

Участники дискуссии обратили внимание на опыт международных благотворительных организаций, которые сохраняют индивидуальный подход к каждому жертвователю и добровольцу.

Собравшиеся пришли к выводу, что необходимо работать на накопительный эффект: чаще писать о социальных темах, тогда о них будут больше говорить. В светских СМИ сегодня существует проблема перекоса — наибольшую огласку получают именно скандалы вокруг Церкви, а не позитивные поводы, а «социалка» и благотворительность по-прежнему находятся на третьих местах. Поэтому церковные СМИ должны проявлять активность.

— Для этого вам надо писать проще и понятнее, — подытожил Егор Бероев. — Надо избавляться от стереотипа, что освещение церковной темы должно быть «красивым», с оттенком слащавости.

Также отмечалось, что необходимы информационные поводы от мирян, поэтому журналистам, особенно церковным, необходимо обращать больше внимания на приходские инициативы.

Татьяна Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.