Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Дивеевская летопись > «Зимняя Пасха»
«Ведомости Нижегородской митрополии» № 24 (294) 13:45, 28 декабря 2024

«Зимняя Пасха»

О том, как нашлась святыня, изменившая духовную историю России

«Плотию буду лежать в Дивееве», —  так говорил преподобный Серафим современникам. В это трудно было поверить. Николай Александрович Мотовилов даже возразил батюшке Серафиму: «Да нешто саровские нам вас отдадут?» Но когда подходил к концу 1990 год, в Ленинграде, в запасниках государственного музея истории религии, был обнаружен просфорный ящик с мощами преподобного Серафима Саровского, а летом 1991 года торжественным крестным ходом через три области их принесли в село Дивеево, где только-только начал возрождаться Свято-Троицкий монастырь.

Пропажа

В декабре 1920 года власти публично вскрыли святые мощи преподобного Серафима и обнаженными выставили в Сарове на всеобщее обозрение. Так батюшка плотью своей разделил страдание со всей Церковью. После этого Поволжье постигли страшная засуха и голод, и многие связывали это бедствие с кощунством.

Через восемь месяцев после вскрытия по требованию верующих мощи были покрыты надлежащим образом. Весной 1927 года при закрытии Саровской пустыни власти вывезли их в Москву, в музей атеизма, расположенный в Страстном монастыре. А когда монастырь снесли, мощи преподобного Серафима исчезли. Многие твердо верили, что они надежно спрятаны и в Дивееве есть люди, знающие где.

Обретение

После решения о возвращении Церкви ленинградского Казанского собора, где размещался Государственный музей истории религии, началось освобождение запасников. Стали передавать храмам иконы, Евангелия, богослужебные предметы.
И вот в углу одного из запасников, где хранились гобелены, музейные сотрудники увидели прямоугольный предмет в человеческий рост, затянутый холстом. Когда холст распороли, взорам предстал полный остов человека с сохранившимися бородой, волосами и частицами мышечной ткани. На руках были светлые атласные рукавицы с вышивкой: «Преподобне отче Серафиме» — на одной и «Моли Бога о нас» — на другой.

Святыню сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок. Обо всем поставили в известность директора музея Станислава Кучинского. Станислав Алексеевич был верующим человеком, но не православным, а католиком, он с большим почтением относился к православию и сразу же вышел на церковных иерархов, чтобы сообщить им о находке.

Осмотр

— Мы с архиепископом Тамбовским Евгением (Жданом) приехали в Казанский собор, — вспоминал секретарь Святейшего Патриарха Алексия епископ Истринский Арсений (Епифанов), — нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост. Первым бросилось в глаза то, что на мощах надет медный крест на цепочке и рукавички с вышитой на них молитвой «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас».

Мы стали сопоставлять с документами, подробно описывающими останки преподобного Серафима Саровского. С самого начала мы были поражены тем, насколько точно все совпадает с актом вскрытия мощей в 1920 году.

Описание начиналось с того, что преподобный лежит на зеленой подушечке. Действительно, на ложе — зеленая муаровая подушечка, на которой покоится голова преподобного. Далее отмечалось, что в одной из челюстей находится единственный зуб; следовало упоминание о рукавичках; приводилось количество позвонков и указывалось при этом, что некоторые из них разрушены; описывались бедренные кости; уточнялось, что одна ступня как бы пришита или прикреплена подобно сандалии, а вторая отсутствует. У мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости.

Сложно передать чувство, которое я тогда испытывал: особое благоговение и, вместе с тем, неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом — необыкновенное, великое сокровище.

Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. Под сводами Казанского собора зазвучало: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобне отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов». Этим не мощным по составу, но преисполненным глубокого духовного трепета и благодарения Господу «хором» члены комиссии пропели величание Саровскому чудотворцу.

Официальная передача

С 25 декабря, когда произошло освидетельствование мощей, до 10 января были оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры, в ведении которого находился музей истории религии, была сделана рака и сшито новое облачение для мощей преподобного Серафима. Это определило дату официальной передачи святых мощей — 11 января 1991 года.

В полночь на 11 января 1991 года над заснеженными просторами невских берегов раздался страшный удар грома, и отсвет на мгновение озарил весь Санкт-Петербург. Гром был такой силы, что многие проснулись и стали выглядывать из окон. Таким «знамением» известил святой Серафим Саровский об исполнении сроков и наступлении дня обретения своих святых мощей в бывшей столице Российской империи.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время церемонии передачи мощей святого Серафима Саровского Русской Православной Церкви

Днем, по прибытии в Казанский собор Святейшего Патриарха Алексия II и всех архиереев, принимавших участие в торжестве, под тихое пение величания преподобному его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Патриарх долго стоял около них, будто застыв, потом подошел приложиться к челу угодника Божия. Ровно 70 лет пребывали мощи великого старца в атеистическом пленении.

В своем слове перед ракой Святейший Патриарх отметил: «То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие, тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь, перед нами: преподобный Серафим не только духом, но останками своими с нами… Духовно радуясь и торжествуя, мы прекрасно понимаем, что Промысл Божий действует в мире через конкретных людей, через определенные обстоятельства».

Радость второго обретения мощей преподобного Серафима сравнима только с пасхальной. По слову самого батюшки, это событие можно назвать «зимней Пасхой»: ибо посреди зимы прозвучали весенние грозы и на берегах Невы «запели Пасху».

После молебна преподобному Серафиму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и директор музея Станислав Кучинский подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви.

Моление в Александро-Невской лавре

На убранной ковром и украшенной цветами машине святые мощи были доставлены к Александро-Невской лавре, где уже собралось духовенство и множество народа. После тропаря и кондака святому все запели: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме». Патриарх на четыре стороны благословил град святого Петра иконой преподобного, подаренной Станиславом Кучинским. Вслед за этим, под звон лаврских колоколов и молитвенное пение народа, при всеобщем духовном ликовании святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор.

И сразу начался благодарственный молебен. Великая духовная радость сплотила и сблизила всех, так что все присутствовавшие в соборе едиными устами и единым сердцем воздавали благодарение Господу.

Встреча святых мощей в Ленинграде

В Троицком соборе Александро-Невской лавры святые мощи находились до дня памяти блаженной Ксении Петербургской (6 февраля). Все это время собор с утра до вечера был наполнен народом. Провожая батюшку Серафима, архиереи на руках несли раку с мощами крестным ходом до Московского вокзала, и за ними, опираясь на посох, шел Святейший. А следом уже бесконечный поток верующих с зажженными свечами.

Москва встречает преподобного Серафима

Огромные толпы народа встретили раку со святыми мощами в Москве 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Грандиозное шествие от площади трех вокзалов, целиком заполненной встречающими, к Елоховскому собору, с трехцветными флагами и с портретами царя-мученика, с песнопениями, свидетельствовало о том, что происходит в нашей жизни нечто небывалое. Святыню перенесли в Богоявленский Патриарший собор. Вся первопрестольная спешила поклониться батюшке Серафиму. И не только Москва. Со всех городов и весей люди ехали к преподобному. Здесь святые его мощи находились около полугода.

Встреча святых мощей в Москве

В Богоявленский собор приезжал к мощам преподобного Серафима митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, в ту пору иеромонах Троице-Сергиевой лавры. Владыка вспоминал: «Когда я приехал поклониться святым мощам в Богоявленский патриарший собор в Москве, то почувствовал необычайное тепло, которое исходило от ковчега. Так через это духовное утешение в моем сердце зародилась большая радость».

23 июля перед изнесением святыни в Дивеево Святейший Патриарх Алексий в сослужении более 40 архипастырей совершил Божественную литургию. Раку с мощами обнесли вокруг собора, и многотысячный крестный ход направился по древней Владимирке до Серафимо-Дивеевского монастыря.

В Дивеево

В автоколонне отбыли около 200 человек, остальные желающие добирались своим ходом. Между городами крестный ход двигался на колесах: впереди машина с установленной на ней большой иконой преподобного, за ней — микроавтобус с мощами, возле которых постоянно дежурили несколько иеромонахов, служивших молебны и акафисты. Третьей шла машина Святейшего Патриарха. Вдоль дороги люди приветствовали крестный ход. Возле таких групп делались небольшие остановки, Святейший Патриарх благословлял народ.
В Нижнем Новгороде и Арзамасе горожане стояли сплошной стеной вдоль обочин на протяжении всего пути процессии.

Накануне 1 августа 1991 года святыня прибыла в Дивеевский монастырь. При встрече была возжжена свеча, которую батюшка Серафим передал перед своей кончиной дивеевской сестре Прасковье Семеновне Мелюковой со словами:
«С этой свечой вы меня в Дивееве встречать будете».

 До этого знаменательного часа сохранилось еще и немного батюшкиного ладана. Святейший Патриарх Алексий II служил с ним первый молебен на площади перед Троицким собором Дивеевского монастыря.

Встреча святыни в Дивееве, 1991 год

…Перевернута последняя страница Дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств, мощи преподобного Серафима упокоились, по его слову, в Дивеевском монастыре.

Монахиня Макария (ОГУДИНА). Фото предоставлены Серафимо-Дивеевским монастырем

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.