«Добрый день! Мой муж посещает лекции адвентистов. Говорит, что там детально изучают Библию и Слово Божие. А в православных храмах он ничего не понимает, и проповедь слишком короткая. Хотела бы узнать, нет ли при православных храмах каких-либо занятий для взрослых по изучению Библии». Это отрывок из письма, которое пришло к нам в редакцию. В Нижнем Новгороде такие занятия, конечно, существуют. Причем при многих приходах. Загляните или позвоните в ближайший храм — может быть, просветительский центр или курсы организованы и там? В воскресных школах для взрослых слушатели разного возраста, и пришли туда разными путями. Познакомим вас с тремя историями.
С бóльшим покаянием
Раньше в церкви Наталья Потехина бывала очень редко, по большим праздникам. И в основном в храме села Брилякова Городецкого района, где жила ее бабушка. А еще были воспоминания об утренних и вечерних молитвах другой бабушки, папиной мамы, жившей в Заволжье. Девочка стояла рядом и следила по книге за словами молитвы.
— Когда приходила на службу, — говорит Наталья, — было смутное ощущение, что здесь есть правда, но потребности приходить чаще не испытывала. Мне очень нравилось в бриляковском храме, у нас чудесный батюшка — протоиерей Александр Страхов, но я понятия не имела о том, что происходит на литургии. А знать хотелось.
Сейчас Наталья — прихожанка церкви в честь великомученика Георгия Победоносца в Приокском районе Нижнего Новгорода. Она посещает воскресные курсы для взрослых при храме. По профессии Наталья программист, работает в IT-компании, у них с мужем растет дочка, Ане 11 лет. Полтора года она ходит в старшую группу воскресной школы (здесь есть еще и младшая). Дома Аня и ее мама частенько обсуждают то, что проходили на занятиях. С нее-то, дочки, собственно, все и началось.
— Матушка наша, супруга настоятеля иерея Григория Веселова, была Аниной первой учительницей в музыкальной школе, — говорит Наталья. — Мы общались, и выяснилось, что они с батюшкой служат теперь здесь, в Георгиевском храме, недалеко от нашего дома. В то время, когда Аня стала ходить на занятия в воскресную школу, я была человеком совсем невоцерковленным, лишь изредка заходила в храм в Брилякове. Но подумала, что негоже ребенка водить на учебу, а самой в это время дома сидеть. Начала приходить в храм на литургию. А когда открылись воскресные курсы для взрослых, стала их посещать. Мне показалось, что это должно быть довольно интересно, и мои ожидания оправдались. Отец Григорий читал курсы «История христианства» и «Божественная литургия». Мы разбирали жизнь и труды апостолов, Вселенские соборы, израильские колена и религиозные школы. Погружаясь в исторический контекст, начинаешь лучше понимать и смысл Евангелия. А объяснение Божественной литургии помогло разобраться, что именно происходит на службе, какую роль выполняют священник и прихожане в совместной молитве, что означают в богослужении различные предметы. В этом году мы проходим творения святых отцов. Оказывается, что тексты, написанные подвижниками при жизни, актуальны и сегодня.
В этом учебном году на воскресных курсах при Георгиевском храме вместе с настоятелем уже три преподавателя: Владимир Ренев читает курс по богословию иконы, Сергей Горбунов преподает Новый Завет.
— Сергей Николаевич объясняет скрытые смыслы текста, уточняет исторические обстоятельства описанных событий, существовавшие традиции, даже географию. И все это живым и понятным языком, — говорит Наталья.
В воскресную школу приходят гости. Психолог Ольга Карасева рассказывала о трудностях переходного возраста, известные нижегородские иконописцы Трофимовы проводили лекции.
— Было просто открытием узнать про обратную перспективу на иконах. Оказывается, она не сужается, а расширяется, она бесконечна! — делится впечатлениями Наталья Потехина. — Конечно, в интернете сейчас можно найти много информации чуть ли не по любой теме, но, не зная азов, очень трудно разобраться. А наши преподаватели вдобавок к лекции могут порекомендовать и хороший интернет-ресурс.
Еще Наталью радует возможность непосредственного общения, которую дает воскресная школа. В обычной жизни его, как ни странно, не хватает. Но главным результатом учебы она считает то, что ее вера не просто укрепилась — она стала живой.
— Я более осознанно нахожусь теперь в храме, — признается Наталья. — За эти полтора года, мне кажется, я изменилась внутренне. Надеюсь, что теперь с большим покаянием и сознанием своего недостоинства подхожу к Святой Чаше.
Больше благодарю Бога
В поселке Тумботино Павловского района религиозные традиции были сильны даже в советское время. Здесь в глубоко верующей семье родилась и выросла Анна Загребина. Пример веры ей дала бабушка по маминой линии. В роду были и монашествующие. Прапрадед Анны пел в церковном хоре, двоюродный прадед служил в церкви старостой. В доме прабабушкиной сестры в советское время тайно собирались на молитву. И уже в наше время дальняя родственница, молоденькая девушка, ушла в монастырь.
С малых лет вместе с бабушкой Аня стояла на службе. Любила ночевать у нее, просила: «Бабушка, почитай, как братья Иосифа продали». Не под сказки засыпала, а под Ветхий Завет. Славила, конечно, вместе со всеми на Рождество.
В 18 лет, после школы Анна уехала учиться в Нижний Новгород и здесь осталась.
— Для меня было удивлением, что в городе есть неверующие люди, — рассказывает она. — Думала, все тоже с крестиками ходят.
Сначала она стала прихожанкой Староярмарочного собора, потом — собора Преображения Господня в Сормове, а после узнала, что совсем недалеко от работы есть храм в честь иконы Божией Матери «Умиление». Здесь она уже несколько лет.
— Раньше стояла на службе и половину не понимала, — вспоминает Анна Загребина. — Просто знала, что все это нужно и все это хорошо. Но хотелось знать больше и глубже о Боге, о православной вере и об истории Церкви. Именно Русской Православной, даже не знаю, почему. Да, я понимала, что князь Владимир крестил Русь, а что дальше, как развивались события?
Однажды она увидела объявление о наборе в Центр изучения православной культуры при храме. Пришла. И домой уже летела как на крыльях, понимая, что нашла то, что искала. Оказалось, один из предметов, который здесь изучают, как раз «История Русской Православной Церкви». Три с половиной года пролетели незаметно, и вот в конце прошлого года Анна завершила учебу.
— Насколько это было увлекательно! — радуется она. — Преподаватели дали нам очень многое. Конечно, сложно сдавать экзамены, но справились. Курс у нас очень дружный. Один дух, единые уста, такая поддержка… Мы выпустились, но продолжаем встречаться и общаться.
В центре лекции читают в основном преподаватели Нижегородской семинарии. Руководит центром иерей Аркадий Забатурин, большую поддержку оказывает настоятель храма иерей Андрей Наговицин.
— Батюшки проводили беседы с нами, — рассказывает Анна. — Однажды отец Андрей сказал: «О Боге можно знать много, но главное, чтобы Господь был в сердце». И это стало для меня жизненным девизом. Что-то не ладится, устаешь, нападает уныние — говоришь себе: «Стоп, а Господь-то в сердце у тебя есть? Спаси и помоги». И успокаиваешься, и все управляется.
Первый выпуск в Центре изучения православной культуры состоялся в 2018 году. Окончили учебу десять человек, пять из них теперь преподают в воскресной школе при храме. Еще один курс выпустился в 2019-м, здесь как раз и училась Анна. Тема ее выпускной работы — «Духовно-нравственное воспитание юных христиан на примере жития, подвига и служения преподобного Серафима Саровского». Научным руководителем стала преподаватель по православной педагогике и психологии, доктор педагогических наук, профессор Лилия Васильевна Загрекова. Практику Анна проходила тут же, в воскресной школе при храме. Никогда не выступала в роли учителя, и вот довелось вести уроки.
— Что я приобрела кроме знаний? — задумывается она. — Спокойнее стала, умиротвореннее, резкости к людям поубавилось. Не только умом, но и сердцем поняла, что в каждом человеке нужно видеть образ Божий. И что без Бога я вообще ничего не смогу сделать. Поэтому в начале каждого дела: «Господи, благослови!» А еще стала больше благодарить Бога. Раньше больше просила… А теперь и за скорби, и за болезни, и за радости — за все благодарю. Слава Тебе, Господи!
Семейная традиция
Каждое воскресенье Шкенины отправляются в школу. Всей семьей. В воскресной школе при нижегородском храме в честь Рождества Иоанна Предтечи мама преподает детям и взрослым хоровое пение, папа и трое детей учатся. Даже маленькая 10-месячная София посещает занятия — сидит у папы на руках. Девятилетняя Настя — в средней группе, шестилетний Саша — в младшей, а трехлетняя Маша — в группе «Колокольчики» для малышей.
Сергей и Елена выросли в неверующих семьях. Он банковский служащий, она выпускница консерватории.
— Когда я еще училась в музыкальном училище, передо мной был пример верующего человека — моей подруги, которая потом стала матушкой, — рассказывает Елена Шкенина. — Беседы с ней давали повод для размышлений. Она предложила петь в храме, и полгода я туда ходила. Пела, но была, скорее, наблюдателем. Тогда обратила внимание, что верующие живут как-то по-другому, их любовь к людям какая-то иная, отличная от моей. Много над этим думала. И вот на определенном этапе своей жизни, когда уже имела многое: мужа, двоих детей, свой дом, очень хорошую работу (я была концертмейстером в консерватории), достаток… Кажется, живи и радуйся! А счастья не прибавилось, даже наоборот — появилось ощущение, что-то главное упущено. Душа чего-то просила. Вот тогда возникло желание снова прикоснуться к жизни людей, живущих во Христе, «погреться» возле них. В храме я обрела то, что искала.
Как известно, «неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор 7,14). Слава Богу, мужья часто вслед за женами приходят в Церковь. Так случилось и с Сергеем Шкениным.
— Было время, когда жена с детьми даже на Рождественскую службу ездила без меня, — вспоминает он. — Отторжения не было, но и не было понятно, для чего мне это нужно. Постепенно я сам влился в жизнь храма, воскресной школы. Зайдешь, с кем-то поговоришь, пообщаешься… Сама атмосфера стала располагать. А когда зашла речь о сайте воскресной школы, я взялся его вести. И постепенно стал ходить и на службы, и на занятия.
Уже три года Сергей в воскресной школе. Занятия дают многое, заставляют задумываться. Теперь он идет в храм осознанно, понимая, зачем и к Кому. А когда Маша и Соня подрастут и времени будет побольше, планирует глубже изучить православное вероучение.
А Настя Шкенина, кстати, ученица православной гимназии в честь преподобного Сергия Радонежского, кроме традиционных предметов детской воскресной школы учится здесь еще и искусству колокольного звона.
— Там как дома, — говорит Настя. — Можно сказать, что отец там — Бог, а мать — Богородица. А все остальные — братья и сестры. Я как-то так чувствую. Там все такие добрые!
— Мы изучаем Священное писание, — говорит Елена Шкенина. — Очень интересно, много у нас вопросов рождается, мы вместе с батюшкой их обсуждаем. Как и православную литературу, которая сейчас издается. Просто на беседы с удовольствием приходим. Обсуждаем какую-либо тему, задаем вопросы, которые волнуют.
Но жизнь воскресной школы — это не только занятия. Еще праздники, встречи с интересными людьми. Есть при школе и музыкально-литературная гостиная. Прихожане (взрослые и дети) показывают свои таланты: кто-то играет на инструментах, кто-то стихи пишет, кто-то — прозу. Есть кружок рукоделия, проходят мастер-классы. Недавно мамы и дочки учились печь хлеб и торты. Прихожане Предтеченского храма (в большинстве своем это учащиеся и преподаватели воскресной школы) участвуют и в благотворительных акциях, в том числе в «33 петельках» — вяжут вещи для недоношенных детей.
— Все прихожане — это наша большая семья, — говорят Сергей и Елена Шкенины. — Храм и воскресная школа — это источник, где мы черпаем силы. И, что немаловажно, дети здесь имеют возможность видеть пример трудов своих родителей и принимать в них активное участие.
Текст: Надежда Муравьева
Фото предоставлены воскресными школами храмов Георгия Победоносца и Предтеченского, ЦПК «Умиление»
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.