Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В иконописной мастерской «Традиция» идёт работа над новой иконой «Сошествие во ад»

В иконописной мастерской «Традиция» идёт работа над новой иконой «Сошествие во ад»

11:48, 17 марта 2009

Cайт Нижегородской епархии — Анна Ермолина
Руководитель иконописной мастерской «Традиция» Яков Васильченко рассказал нашему корреспонденту о том, как идёт работа над одной из икон для Александро-Невского собора:

«В настоящее время закончено левкашение иконы (загрунтовка доски для дальнейшего письма), и работа перешла в следующую стадию – нанесение прориси (то есть самого рисунка). Византийская манера письма, к которой обратилась иконописец Ольга Пахомова, характеризуется яркой экспрессией цветовой гаммы».

Иконография \»Сошествия во ад\» окончательно сформировалась к XII веку в византийской иконописи. Икона представляет собой симметричную композицию со Спасителем в центре.

Сошествие Христа в ад — христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь. Он освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы.

Воскресение Христово всегда связано в сознании христиан с избавлением людей от первородного греха. Христос как истинный Бог и как истинный человек, испытав на себе всю полноту страданий и смерти, которой должен был умереть каждый ветхий человек, разрушил само понятие «смерть».

\»Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав\», — свидетельствует тропарь Светлого Христова Воскресения. Именно поэтому момент Воскресения — непостижимый и никем не виденный — не отображен в иконографии, а икону, где было бы изображено непосредственно само Воскресение, заменила икона \»Сошествие во ад\», где явлено избавление людей от уз вечной смерти.

Иисус Христос – смысловой центр иконы, от него исходят во все стороны лучи Света. Ведь замысел Господа состоял в том, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:3-4), поэтому исполнилось пророчество Исайи: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9:2).

Вокруг сошедшего в ад Христа будут написаны образы людей и святых (они изображены в нимбах). Иконописец изобразит в середине иконы также Адама и Еву, которых Спаситель выводит из ада. Это образы первых людей, согрешивших и тем самым лишивших себя богообщения. Справа будут расположены фигуры царей Давида и Соломона (отца и сына), пророков и праведников. Слева – Иоанн Предтеча, Креститель Господень. Внизу – в пропасти ада — ангелы поражают Сатану.

«По особенностям манеры письма я стараюсь ориентироваться на новгородские фрески XII века, хотя использую в процессе работы и другие образцы, — рассказывает иконописец Ольга Пахомова. – Мне интересна особая, неповторимая пластика византийской школы иконописи: в ней есть какая-то торжественная умиротворённость и вместе с тем аскетическая созерцательность».

Яков Константинович отметил, что для иконы будут выполнены специальные киот и аналой. Параметры будущей иконы – 1,5 х 1 метр.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.