Текст Надежды Муравьевой
В ночь с 16 на 17 июля, в 102-ю годовщину расстрела святых Царственных страстотерпцев — императора Николая II и его семьи — в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев и другие клирики епархии.
В архипастырском слове, обращенном к верующим, глава Нижегородской митрополии поздравил всех с днем памяти святых Царственных страстотерпцев.
«Когда в 1917 году февральская революция ознаменовала начало тяжких испытаний для России, большинство людей не смогло разглядеть этого, — сказал владыка. — Когда государь Николай II оказался отстраненным от управления страной, практически никто не встал на его защиту. Наоборот, многие радовались, провозглашая революционные лозунги свободы, равенства и братства. Они считали, что выберут лучшего правителя, чем помазанник Божий и построят рай на земле. Но вскоре «красное колесо» стало уничтожать все и вся на своем пути. Началась братоубийственная гражданская война, и наш народ до дна испил чашу страданий вслед за своим государем. Благодаря же вольному, безропотному принятию мученического венца императором, его супругой и детьми на церковном небосклоне возгорелись звезды новых угодников Божиих, которые стали покровителями Русской земли. И сегодня мы обращаемся к святым Царственным страстотерпцам, чтобы по их молитвам минули Россию лихолетье и раздоры, чтобы даровал нам Господь тихое безмолвное житие, и чтобы вера Христова всегда жила в сердцах человеческих».
Справка:
17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме Ипатьева приняли мученическую кончину святые Царственные страстотерпцы: император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия Романовы. Они были расстреляны после долгих месяцев большевистского плена.
В жизни императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заточении. Первый из них дает право говорить о нем как о правителе, исполнившем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом. Второй период — крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на русскую Голгофу.
Рожденный в день памяти святого праведного Иова Многострадального, государь принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней императора и его семьи.
Вера заключенных поддерживала их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. Они молились и причащались. Государыня и великие княжны часто пели церковные песнопения, которые против воли слушал их караул. В почти полной изоляции от внешнего мира окруженные грубыми и жестокими охранниками узники Ипатьевского дома проявляли удивительное благородство и ясность духа.
В одном из писем великой княжны Ольги Николаевны есть строки: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
В 1981 году царская семья была канонизирована Русской Православной Церковью Заграницей. В 2000 году Николай II, его супруга и дети были прославлены Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев.
Каждый год в Екатеринбурге на площадке перед Храмом на Крови, где раньше находился Ипатьевский дом и где окончили свои земные дни члены царской семьи, служится ночная Божественная литургия. После нее многотысячный Царский крестный ход движется до монастыря Царственных страстотерпцев, расположенного на том месте, где были уничтожены августейшие останки.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.