Текст Оксаны Москвиной
28 июля Православная Церковь празднует день памяти святого равноапостольного князя Владимира и 1034-летие Крещения Руси. Он правил Русью в период с 978 по 1015 годы. Сначала стал великим князем киевским, а затем присоединил к нему и другие земли.
Личность князя Владимира имеет для современной России судьбоносное значение. Он стоял у истоков принятия христианства на Руси. Именно его воля и государственное решение определили духовный путь русского народа, направление истории и развитие культуры.
По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия сегодня во всех храмах, монастырях и Архиерейских подворьях Нижегородской епархии совершаются торжественные богослужения.
В этот же день, в полдень по местному времени, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви прозвучит колокольный звон-благовест. Впервые единовременный звон в день памяти святого князя объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана и других стран в 2012 году.
Справка:
Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Владимир был внуком равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава. Его мать Малуша — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приведя к покорности восставших древлян и овладев их городами, Ольга повелела казнить князя, за которого древляне пытались сватать княгиню после убийства ими ее мужа — князя Игоря, а детей Мала: Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
Малуша стала христианкой, вместе с великой княгиней Ольгой приняла Крещение в Царьграде, князь Святослав против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном, отправила Малушу на свою родину, в селение недалеко от Пскова. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче — центре Древлянской земли — Олег, в Новгороде — Владимир. В первые годы княжения он был яростным язычником.
Владимир начал поход, в котором ему сочувствовала вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступил 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных – мечем».
Потом Владимир завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их о вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в завершение своего рассказа показал картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять грекам Русь. Вскоре он пошел на них войной и взял Корсунь, так древние русичи называли Херсонес. Отсюда князь отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали, что она может стать женой лишь христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь был поражен слепотой.
Так, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир принял его в 988 году и получил имя Василий. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
С царевной Анной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, совершилось венчание Владимира и Анны. Город Корсунь был возвращен Византии, а великий князь отправился с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи.
В Киеве Владимир предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в городе как Крещатик. Вслед за ними приняли святое Крещение многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них – идол Перуна — был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, Владимир объявил, чтобы все жители Киева, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения.
В назначенный день они собрались на берегу Днепра. Сюда прибыл и сам Владимир с христианскими священниками. Киевляне вошли в реку, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы. И князь молился Богу, поручая Ему себя и свой народ.
С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. Великолепная церковь, призванная стать первопрестольным храмом Руси, строилась пять лет, была богато украшена настенной фресковой живописью, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни.
День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях – 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Под этим числом отмечается в святцах и церковное «обновление Царьграда» – посвящение святым императором Константином в 330 году новой столицы Римской империи – Константинополя – Пресвятой Богородице. В тот же день в 960 году при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии – Премудрости Божией. Владимир, освятив кафедральный собор в честь Божией Матери, посвящал тем самым стольный град земли Русской – Киев – Небесной Владычице. Тогда же князем была пожалована Церкви десятина, и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. В 1007 году князь перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги.
После Киева и его окрестностей верой Христовой были просвещены новгородцы. Первый киевский митрополит Михаил в 990 году прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове. В 992 году сам Владимир с двумя епископами прибыл в Суздальский край, и жители приняли Крещение.
В конце жизни Господь послал князю новое испытание. Его сын Ярослав, еще не столь «мудрый», каким он вошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отделиться от своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся князь Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби он повелел «мосты мостить, гати гатить», готовиться к походу на Новгород. В приготовлениях к последнему своему, несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет, из них 28 прожил во святом Крещении. Святые мощи князя были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма.
В народе святой равноапостольный князь Владимир остался «Красным Солнышком». Дело его продолжили сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви — до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание князя началось на Руси значительно раньше. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у его раки в Десятинном храме, называет православного правителя «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.