Текст Дарьи Петровой. Фото сайта Нижегородского художественного музея
22 февраля в здании манежа (филиал Нижегородского государственного художественного музея) на территории нижегородского кремля открылась выставка деревянной храмовой скульптуры Прикамья «Пермские боги».
В экспозиции представлено 74 деревянные скульптуры начала XVIII – начала XX веков из фондов Пермской галереи, в числе которых фигуры святителя и чудотворца Николая, апостолов, Бога-Саваофа, Христа в темнице (второе название «Спас полунощный» и другие). Гости выставки также смогут увидеть скульптуры на библейские сюжеты – Распятия и Положения во гроб, Воскресения Христова.
Специальный раздел экспозиции посвящен музейной истории «пермских богов». Посетители узнают о педагоге и искусствоведе Николае Серебренникове и его экспедициях, благодаря которым за три года была собрана основная часть коллекции (396 предметов), а также о том, как благодаря наркому просвещения Анатолию Луначарскому появилось само наименование «Пермские Боги», закрепившиеся за коллекцией. Здесь можно увидеть архивные фото- и аудиоматериалы, а также документальные свидетельства недавних экспедиций Пермской галереи по местам бытования скульптуры.
Для маленьких гостей выставки организаторы подготовили серию короткометражных мультфильмов, посвященные пермской деревянной скульптуре. Специально для детей в экспозиции представлено несколько тактильных изделий. Кроме того, они смогут узнать каким способом и из каких материалов изготавливались деревянные скульптуры.
Заключительный раздел рассказывает о явлении деревянной храмовой скульптуры на нижегородской земле.
Выставка подготовлена сотрудниками Пермской государственной художественной галереи совместно с Нижегородским государственным художественным музеем. Мероприятие проходит в рамках празднования 300-летия Перми. Пермская коллекция является самым крупным в мире собранием православной скульптуры – около 500 предметов.
История русской храмовой скульптуры, ее развития и бытования переживала разные периоды. Так как отношение православной Церкви к деревянным скульптурам было неоднозначным, то временами данный вид искусства подвергался полному запрету. Тем не менее, объемные скульптуры были распространены практически по всей России.
Данный проект рассказывает о том, благодаря чему в Прикамье деревянная скульптура сохранилась в церковном убранстве вплоть до революции и какое место скульптура занимала в храме и в жизни прихожан, а также о том, как в советское время была сформирована единая коллекция.
Выставка будет работать до 9 мая 2023 года.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.