В Киев была командирована делегация от Нижегородской епархии во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Затёкиным) для прославления в лике местночтимых святых монахини Димитры (Егоровой) — настоятельницы Введенского Киевского монастыря и схимонахини Олимпиады (Стригалевой) – настоятельницы Арзамасской Алексеевской общины.
Как сообщается на сайте Вознесенского Печерского монастыря, 8 ноября Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир совершил Божественную литургию и чин прославления преподобных Димитры и Олимпиады в Свято-Введенском мужском монастыре города Киева. Его Блаженству сослужили митрополит Доростольский Иларион (глава делегации Болгарской Православной Церкви), архиепископы: Белогородский Николай, Овручский и Коростенский Виссарион, епископы: Яготинский Серафим, Новокаховский и Бериславский Иоасаф, Переяслав-Хмельницкий Александр (секретарь Предстоятеля УПЦ), Васильковский Пантелеимон.
Сначала была совершена последняя панихида по подвижницам благочестия, а затем епископы Новокаховский и Бериславский Иоасаф и Васильковский Пантелеимон зачитали решение Священного Синода УПЦ о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии монахини Димитры (Егоровой) и схимонахини Олимпиады (Стригалевой). В завершение хор пропел тропарь, кондак и величание монахиням, после чего митрополит Владимир вместе с архиереями и духовенством поклонились честным мощам преподобных.
Справка:
Схимонахиня Олимпиада, в миру Ольга Васильевна Стригалева родилась 29 июня 1771 года в Костроме в семье благочестивых, именитых и богатых родителей Василия и Параскевы, хорошо известных в своем городе.
С детства Ольга имела намерение посвятить свою жизнь Господу Богу, о чем делилась только со своей любимой старшей сестрой — Феклой. Однако в скором времени ей пришлось расстаться с Феклой по причине замужества последней. Не желая себе такой судьбы, Ольга обратилась к настоятельнице Алексеевской общины в городе Арзамасе схимонахине Марфе (Марии Петровне Протасьевой), которая также происходила из старинного рода костромских дворян.
2 августа 1792 года юная Ольга совершила побег из родительского дома при помощи благочестивой помещицы Наталии Тихменевой и укрылась в Костромском женском монастыре, а затем тайно отправилась в Алексеевскую общину. Родители бросились искать свою дочь, и тогда настоятельница обители Марфа сама стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней вновь в Кострому.
Несколько месяцев прожила Ольга Васильевна в родном доме, и родители ее за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери — посвятить себя Господу Богу. И тогда они благословили дочь вернуться в Алексеевскую обитель, куда послушница Ольга Васильевна Стригалева прибыла 17 марта 1793 года, на 20-м году своей жизни.
Важно отметить, что ее родители Василий и Параскева Стригалевы впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители. Они вносили на помин своей души в церковную ризницу обильные пожертвования в виде напрестольного Евангелия, серебряной с позолотой богослужебной утвари, икон с дорогими окладами. На их средства был также выстроен в монастыре один из каменных келейных корпусов. Наряду с этим различного рода пожертвования делала для монастыря и сама Ольга Васильевна. Под руководством схимонахини Марфы она проходила в обители различного рода послушания.
17 марта 1795 года через некоего отца Адриана тайно от людей, но явно Богу, насельница Алексеевской общины Ольга Васильевна Стригалева приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Причиной, по которой постриг ее был совершен тайно, является то обстоятельство, что данная община на протяжении ряда лет считалась официально не признанной властями, как светскими, так и духовными. Лишь благодаря духовному окормлению Санаксарского старца преподобного Феодора Ушакова Алексееевская сестринская община, соблюдая данный им Устав, росла и укреплялась. Один из девяти пунктов данного Устава гласит о том, что: «Всякая роскошь, веселости и в мире бываемые пирования, а также излишнее украшение келий, исключая икон и других духовных способствующих к назиданию душевному изображений, и ношение шелкового и бумажного платья, кроме холщевого и шерстяного и то единообразно черного цвета, как о том выше сказано, строго воспрещается».
В сохранившемся до наших дней описании монастыря, составленном в начале XIX столетия настоятелем Арзамасского Спасского монастыря архимандритом Александром, указывается на то обстоятельство, что: «…Ныне общество сие состоит из всякого звания и из различных мест, 440 человек, между собою называемых духовных сестер, которые все вообще не имеют пострижения монашеского, и живут сами по себе, не имея никаких окладных и определительных доходов или жалованья; но содержится единственно собственными своими трудами, рукоделием и подаяниями от усердных к оной обители боголюбивых благотворителей».
Таким образом, тайный постриг Ольги Васильевны Стригалевой в Алексеевской общине был вполне закономерен, так как в период ее проживания там действовал лишь Устав старца Феодора, и эта община, несмотря на свою многочисленность, долго не имела официального церковного статуса. Важно отметить также то, что в дальнейшем, когда после смерти начальницы обители схимонахини Марфы, которая последовала 30 апреля 1813 года, а вслед за этим и вновь утвержденной Матрены Емельяновой (+ 19 июля 1813 г.), был издан официальный Указ Нижегородской Духовной Консистории о назначении схимонахини Олимпиады начальницей обители, и то она по прежнему именовалась сестрой Ольгой Васильевной.
По вступлении своем в должность новая настоятельница не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Схимонахиня Олимпиада мудро, по-хозяйски и с большим терпением управляла своей родной обителью, была любима всеми, не только сестрами, но и мирянами. Обладая необыкновенным красноречием и даром убеждения, Ольга Васильевна очень часто в трапезной при общем собрании сестер произносила проникновенные наставления. А в те дни, когда по своей болезненности не могла быть в обществе сестер и устно общаться с ними, то, лежа на постели, писала им послания.
Именно ее трудами и заботами Алексеевская община развивалась не только во внутренней духовной жизни ее обитательниц, но и благоустраивалась внешне. Так, при ней был значительно расширен и великолепно украшен главный Вознесенский (летний) собор монастыря. Первоначально построенный в 1777-1787 годах прихожанами вместо ветхого деревянного Казанского храма, упраздненного Девичьего Алексеевскою монастыря, он был мал и тесен для вновь возрождающейся общины.
В этом одноэтажном соборе к началу XX столетия было освящено восемь престолов, один из которых, в левом приделе, посвящался Киево-Печерским чудотворцам, устроенный там по желанию купца Киселева, в память об умершей его дочери. Именно этот благочестивый благотворитель и почитатель матушки Олимпиады обустроит после кончины ее могилку в Киево-Печерской Лавре.
В период ее правления с помощью разных благотворителей построены: больничная церковь с помещениями для больных и престарелых сестер, три каменных корпуса, деревянные на каменном фундаменте мельница и колодец с водоподъемной машиной; приобретено несколько новых участков земли под монастырские огороды. Еще с молодых лет схимонахиня Олимпиада глубоко почитала святых чудотворцев Киево-Печерских и имела сильное желание поклониться в последние дни своей земной жизни святым мощам этих угодников Божиих. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, она стала просить Преосвященного Афанасия (Протопопова), епископа Нижегородского и Арзамасского, отпустить ее в Киев. Однако в этот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосий, которые говорили ей: «Мы тебя от себя не отпустим». И только после нескольких настойчивых просьб Владыка дал ей разрешение на поездку в Киево-Печерскую Лавру.
Горестным было прощание сестер со своей любимой настоятельницей. Больную матушку Олимпиаду после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери «Утоли мои печали» на руках перенесли в дорожный экипаж.
В Киев Ольга Васильевна прибыла едва живая 3 мая 1828 года, перенеся тяжелое и утомительное путешествие. С этого момента она постоянно была больна, но имела великое утешение, что Господь помог ей доехать до Киева, приобщиться Божественных Тайн Христовых и любоваться на Великую Церковь.
В Киево-Печерской Лавре не позволялось монашествующим исправлять какие-либо требы, для этого была устроена приходская церковь. Но по благословению Его Преосвященства Митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. И едва батюшка вышел из покоев больной, она испустила дух в мире, без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя. Так 6 августа 1828 года в 9 часов вечера, на 56 году от рождения скончалась схимонахиня Олимпиада. В день ее блаженной кончины празднуют память преподобной Олимпиады Арзамасской и Киевской.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна