Успенский пост наступает 14 августа. Продолжается он две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), поэтому и называется Успенским.
Церковь рассматривает этот пост как древнее установление. В 1166 году было точно определено количество дней этого поста.
Установлением Успенского поста Церковь побуждает верующих подражать Пресвятой Богородице, Которая всю Свою жизнь проводила в подвигах поста и молитвы, и особенно усиливает пост перед Своим Успением, а также побуждает нас к духовному преображению, рассматривая пост как действенное средство к благодатному внутреннему озарению.
Святой Симеон Солунский пишет, что «пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела через Божественного Духа соединиться с Ее сыном.
А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – как умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост приближается по строгости к Великому посту: по субботним и воскресным дням и в праздник Преображения Господня он ослабляется.
Во время Успенского поста, кроме дня Преображения, Церковным Уставом вкушение рыбы не дозволяется, в субботу и воскресенье разрешается елей и вино с вареньем, во вторник и четверг – варенье без елея, в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение.
В народе Успенский пост нередко называют Госпожинками: от обращения в молитве к Пресвятой Богородице – Госпожа. Еще его называют Спасовым, поскольку на это время приходятся праздники, посвященные Спасителю Иисусу Христу.
Начало поста – 14 августа – совпадает с праздником Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня.
В этот же день в храмы приносят мед на освящение. По древнему обычаю пчеловоды стараются принести первые вырезанные соты. Вот почему в народе этот день называют Медовым Спасом. С этого дня благословляется употребление в пищу меда нового урожая.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.