Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 17 июля — день памяти преподобного Андрея Рублева

17 июля — день памяти преподобного Андрея Рублева

09:44, 17 июля 2012

Сайт Нижегородской митрополии. Текст Дмитрия Романова.

17 июля — день памяти преподобного Андрея Рублева. О нем рассказал кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Нижегородской духовной семинарии Алексей Дьяконов:

«Преподобный Андрей Рублев — великий русский иконописец, один из ярчайших представителей Московской иконографической школы XIV — первой половины XV веков.

Биографические сведения о преподобном Андрее очень скудны. Вероятнее всего, родился он либо в Московском княжестве, либо в Новгороде в 1360–1370-х годах. При преподобном Никоне Радонежском будущий иконописец принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре и провел в этой обители многие годы.

По немногочисленным сохранившимся свидетельствам известно, что в 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца преподобный Андрей расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. В 1408 году вместе с другим представителем Московской школы — Даниилом Черным — создавал росписи Успенского собора во Владимире, а в 1420-х годах руководил работами по росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. К этому времени у преподобного Андрея уже полностью сформировался индивидуальный, настоящий русский стиль. На формирование этого стиля оказала большое влияние атмосфера национального подъема в России во второй половине XIV — начале XV веков и новое возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека, что во всей полноте отразилось в произведениях великого мастера.

Самым известным произведением Рублева является икона «Живоначальная Троица», написанная по одним данным в 1412 году, а по другим в 1425–1428 годах во время создания росписей и иконостаса Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.

В этом иконографическом полотне преподобный Андрей Рублев в совершенной художественной форме выразил одно из самых сложных догматических учений – богословское учение о Святой Троице, отражающее христианское представление о троичности (триединстве) Единого Бога. Традиционный ветхозаветный сюжет Гостеприимства Авраама Рублев наполнил глубоким богословским содержанием.

Рублев был мастером рисунка, линейного очерка и силуэта. В этом сказывался художник-монументалист, поскольку преподобный Андрей понимал, что при восприятии фресок и даже икон с дальнего расстояния глаз человека улавливает, прежде всего, общие черты, а не детали произведения. В то же время Рублев оттачивал каждый создаваемый им образ без оглядки на зрителя или заказчика. Поэтому по-настоящему глубина его живописи воспринимается с близкого расстояния, где кисть иконописца в буквальном смысле творит чудеса. Нет ничего более совершенного, чем художественная форма преподобного Андрея.

Примечательно, что хронологически фрески во Владимире соответствуют времени создания росписей Мазаччо во Флоренции, и рядом с ними искусство итальянского мастера выглядит по-мужицки грубым и лишенным всякого душевного движения.

Преподобный Андрей Рублев по праву считается создателем национального русского искусства. К моменту его жизни Русь отсчитывала уже вторую половину своей истории, а иконописные школы Киева, Ростова, Новгорода и Пскова успели обогатить общерусское искусство замечательными произведениями. Но именно с Рублева начинает выкристаллизовываться чисто русская эстетика, по которой мы распознаем не византийское или какое-либо другое искусство, а именно русское. И XV столетие явилось началом и концом его расцвета».

[v2267]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.