Главная > Новости > 2008 > Июль > 17 > 17 июля Православная Церковь отмечает День памяти Царственных страстотерпцев
12:52, 17 июля 2008

17 июля Православная Церковь отмечает День памяти Царственных страстотерпцев

Будущий Император Николай II Александрович родился в день праведного Иова Многострадального, 6 мая 1868 года. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Он всегда тянулся к простому народу, в общении с ним отводил свою душу, так как сам по природе был человеком простым и бесхитростным и в людях умел ценить простоту.

В 1884 году в Петербурге торжественно справлялось бракосочетание великого князя Сергея Александровича с принцессой Елизаветой Гессен-Дармштадтской (ныне прославленная в лике святых преподобномученица Елисавета, память 5 июля).

Первые 20 лет супружества царской четы были самыми счастливыми в их личной семейной жизни. Пьер Жильяр, воспитатель наследника цесаревича Алексея, писал: \»Какой пример, если бы только о нем знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности. Но как мало людей о ней подозревали!\».

С появлением детей Александра Феодоровна отдала им все свое внимание: кормила, ежедневно сама купала, неизменно была в детской, не доверяя своих детей никому. Государыня ни минуты не любила оставаться праздной, и своих детей она приучила к труду. Чудные вышивки выходили из-под их быстрых рук. Две старшие дочери — Ольга и Татьяна — во время войны работали с матерью в лазарете, исполняя обязанности хирургических сестер.

Во время прославления преподобного Серафима Саровского царственные супруги горячо молились в Сарове перед мощами новоявленного угодника Божия о даровании им сына — наследника. На следующий год у них родился мальчик, который во святом крещении был назван Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Радости счастливых родителей, казалось, не было предела, но вот уже на второй месяц после его рождения обнаружилось, что ребенку передалась наследственная болезнь Гессенского дома — гемофилия, которая ставила его жизнь под постоянную угрозу внезапной смерти.

Наследник имел горячее, доброе сердце, отзывчивое к чужому горю. Несмотря на болезнь, которая наложила свой отпечаток на его привлекательное и открытое лицо, он был очень живым и веселым мальчиком.

Много Николай II потрудился для славы и величия Православной Церкви. Его можно назвать ктитором всей Вселенской Православной Церкви. Не только Русская Церковь пользовалась его щедротами, но и церкви Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Черногории, Турции, Египта, Сирии, Ливии, Абиссинии, Палестины. Велика его роль и в деле прославления русских святых: в его царствование было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

Первая мировая война, начавшаяся двумя героическими подвигами России — спасением Сербии от Австро-Венгрии и Франции от Германии, оттянула лучшие народные силы на борьбу с противником. Сам государь с августа 1915 года большую часть времени проводил в ставке, вдали от столицы и дворца.

В Петрограде началось вооруженное восстание, связь царя со столицей и семьей была умышленно прервана. Измена окружала государя со всех сторон, его приказы командующим всех фронтов о посылке воинских частей на подавление мятежа не были исполнены.

Намереваясь лично узнать положение в столице, Николай Александрович выехал из ставки и отправился в Петроград. В Пскове к нему, совершенно отрезанному от всего мира, явилась делегация от Государственной думы. Делегаты стали просить государя отречься от престола для успокоения мятежа. К ним присоединились и генералы Северного фронта,а вскоре и командующие другими фронтами.

Страдания Николая II были очень велики. Боль за семью, судьба которой была ему неизвестна; боль за Родину, которой он отдал всю свою жизнь и которую он любил всем своим сердцем; боль за народ, в который он так верил.

В день отречения от престола он сказал: \»Дело идет о России, о ее кровных интересах. Для России я готов отдать и трон и жизнь, если я стал помехой счастья Родины. Нет той жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола\».

Во время отречения государя в течение нескольких дней императрица не получала от него известий. 31 июня Царскую семью и свиту преданных слуг под конвоем отправили в Тобольск.

\»Живем тихо, хорошо устроились, хотя далеко, далеко от всех отрезаны, — писала государыня из Тобольска сестре государя, — но Бог милостив, силы даст и утешит. Страдания и испытания Им посланы — и разве Он не всегда достаточно сил дает для перенесения всего? Ведь Он Сам показывал нам, как надо терпеть без ропота и невинно страдать…\»

Все Царственные страстотерпцы, несомненно, сознавали приближение конца и готовились к нему. Даже самый младший — святой цесаревич Алексий — не закрывал глаза на действительность, что видно из случайно вырвавшихся у него слов: \»Если будут убивать, то только бы не мучили\».

Глубоко проникнувшись евангельским духом, Царственные страстотерпцы в заточении возносили молитвы за своих мучителей. Великая княжна Ольга писала из Тобольска: \»Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, но не зло победит зло, а только любовь…\».

В Тобольске Царскую семью постигло новое испытание. Прибывший из Москвы комиссар объявил государю, что его увозят, и что отъезд состоится этой ночью. Государыня решила сопровождать мужа, несмотря на болезнь сына, из-за которой вся семья не смогла поехать вместе.

Следующим местом их заточения был Екатеринбург. Два с половиной месяца прожила здесь Царская семья среди шайки наглых, разнузданных людей — новой их стражи.

Безропотная покорность воле Божией, незлобивость и смирение давали Царственным страстотерпцам силы твердо переносить все страдания. Они уже чувствовали себя по ту сторону бытия и с молитвой в душе и на устах готовились к своему переходу в жизнь вечную. Покоренные царственной простотой, смирением и человеколюбием венценосных страстотерпцев, тюремщики смягчили свое отношение к ним.

За три дня до убиения Царственных мучеников к ним был последний раз приглашен священник для совершения службы. Батюшка служил обедню, по чину службы положено было в определенном месте прочесть кондак \»Со святыми упокой…\». Почему-то на этот раз диакон, вместо того чтобы прочесть этот кондак, запел его, запел и священник.

Царственные мученики, движимые каким-то неведомым чувством, опустились на колени. Так они прощались с этим миром, чутко отзываясь на призывы мира горнего — Царствия вечного.

В ночь с 3 на 4 июля, когда узники спали, их разбудили и приказали одеваться, чтобы покинуть город, которому будто бы угрожала опасность.
Царская семья спустилась в нижний полуподвальный этаж, где государь с больным сыном сел на стул посреди комнаты. Вокруг расположились государыня, великие княжны, доктор и трое преданных слуг. Все ожидали сигнала к отъезду.

Неожиданно в комнату вошел Юровский в сопровождении семи вооруженных человек, бывших германо-австрийских военнопленных, и трех своих друзей-каторжников, уголовных преступников, выпущенных на свободу Временным правительством. Пленники сразу же поняли, в чем дело.

Государыня перекрестилась, но не произнесла ни слова. После прочтения приговора Юровский выстрелил в упор в Государя. Императрица бросилась к убитому мужу, но тут же упала, сраженная несколькими пулями. Бог послал им счастье не слышать стонов цесаревича, не видеть его лица, залитого кровью, его рук, протянутых к отцу, и криков раненой великой княжны Анастасии, которую два палача добивали штыками.

Тела святых страстотерпцев остались лежать в лужах крови. Но даже мертвые, они были страшны для убийц. Боясь, что их святым останкам начнет воздаваться должное поклонение в народе, мучители уничтожили их тела.

Но память о святых Царственных страстотерпцах и их верных слугах они не смогли уничтожить. Свидетельством этого стало прославление в лике святых всей семьи Царственных страстотерпцев на юбилейном архиерейском соборе 2000 года. Сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского о последнем русском государе: \»Бог царя возвеличит\».

Теперь вся полнота Русской Православной Церкви, прославляя Царственных мучеников, испрашивает их молитв у престола Вседержителя за всю ту Россию, которую последний русский император так любил и за которую пострадал.

В Нижнем Новгороде икона Царственных страстотерпцев находится в Вознесенском соборе Печерского монастыря.

При цитировании ссылка на сайт Нижегородской епархии обязательна.