Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – праздник, который относится к числу двунадесятых, но стоит особняком среди них: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. Оно произошло почти 1700 лет назад, когда в 326 году равноапостольная царица Елена отыскала в Иерусалиме Крест, на котором был распят Иисус Христос.
В 326 году правитель Римской империи Константин Великий очень хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста, несколько гвоздей и доску с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский»
Правда, доска лежала отдельно и понять, какой именно из трех крестов — Господень, было нельзя. Тогда кресты стали поочередно прикладывать к больному, и он исцелился после прикосновения к тому, на котором был распят Спаситель. А когда мимо Голгофы шла похоронная процессия, кресты приложили и к покойнику, и от прикосновения одного из крестов он воскрес.
Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.
А император Константин, воодушевленный находками матери, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). Строительство было окончено только в 335 году. Царица Елена до этого события не дожила.
13 сентября 335 года храм освятили, а на 14 сентября (27 — по новому стилю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящение храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру.
В день Крестовоздвижения вспоминают еще одно историческое событие. В 614 году Животворящий Крест был похищен захватившими Иерусалим персами. Вернуть его удалось лишь 14 лет спустя. Император Ираклий одержал победу над персами в 628 году и вернул Крест Христов в Иерусалим.
А вот дальнейшая судьба Креста малоизвестна. Почти сразу Он был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили, чтобы никто не отломал или не отгрыз кусочек (случалось и такое!).
И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков.
По Церковному уставу празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста полагается особый чин — то есть служба. Это выглядит как небольшая историческая реконструкция событий IV века, которая происходит на вечернем богослужении накануне праздника (26 сентября): священник или епископ выносит крест на амвон и пять раз осеняет им стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). После крест выносят на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
В Крестовоздвижение у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.