Светлое Христово Воскресение занимает центральное место в ряду всех христианских праздников.
Светлый праздник Воскресения Христова назван Пасхой по внутреннему соотношению с ветхозаветным праздником Пасхи, который, в свою очередь, так был назван в воспоминание того события, когда при исходе евреев из Египта ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. «песах»), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских.
Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи. Другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греч. «страдаю».
Иисус Христос воскрес как «начаток, первенец из мертвых» (Кол. 1, 18). Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут от земли во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.
Воскресение Господа Иисуса Христа свидетельствует, что Он воистину есть Сын Божий – «воскрес яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения.
Тело Иисуса Христа восстало во славе. В Нем совершается великое и спасительное новотворческое действие. Он в Себе Самом обновляет наше естество, подпавшее тлению.
Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием — смертью.
Через Свое Воскресение Христос сделал нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного Его воскресением бессмертия нашему смертному естеству: «Никто же да убоится смерти, — восклицает святой Иоанн Златоуст, — свободи бо нас Спасова смерть».
Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним.
Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые — торжественной радостью. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.
Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.
На VI Вселенском Соборе было разрешено другое разногласие — о времени прекращения поста перед Пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после Великой Субботы.
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая и особенная торжественность, которой сопровождаются богослужения в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу.
Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала пасхального богослужения с вечера в храме читаются Деяния апостолов как составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения Христова.
До начала пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово. В древности для этого в храмах ставились сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.
После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней.
Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих недель и следующих за ними седмиц.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.