28 сентября братия и прихожане Благовещенского монастыря совершили крестный ход на источник святого Алексия, Митрополита Московского. У святого источника был отслужен праздничный молебен. После окончания молебна был освящен и установлен поклонный крест.
Крестный ход верующие совершили с молитвой о сохранении святого источника. В связи с развернутыми рядом строительными работами его хотят закрыть.
«На сегодняшний день существует распоряжение городской администрации о ликвидации источника, – рассказал настоятель обители игумен Александр (Лукин). — Планируется замуровать источник так, что его воды будут течь в канализацию, то есть к этому источнику не будет никакого доступа».
На месте источника до революции 1917 года стояла часовня во имя святого Алексия, Митрополита Московского.
«Во время работ, которые сейчас ведутся МП «Нижегородский Водоканал», был найден и разрушен фундамент часовни. Но место, на котором стояла часовня, известно, поэтому мы надеемся ее восстановить», — сообщил игумен Александр.
Справка:
Возраст родника у древнего Благовещенского монастыря исчисляется многими столетиями. Прибрел архитектурное оформление и стал почитаться в народе целительным в XIV веке.
Алексий, Митрополит Московский и всея Руси, сыграл заметную роль в судьбах страны. Он был не только воспитателем-наставником сначала княжича, а затем и великого полководца Древней Руси Дмитрия Донского, но и видным общественно-политическим деятелем, приложившим немалые усилия для консолидации сил униженной рабством ордынского ига и разбитой на враждующие между собой лагеря Русской земли.
Замысел был велик и дерзновенен, выполнение же его встречало почти непреодолимые трудности: утверждение национального самосознания и взращивания ростков идей освобождения Руси от ордынского ига наталкивались на укоренившуюся у великих князей разных земель в постоянных междоусобных распрях сепаратистскую политику.
Поэтому митрополит Алексий всячески старался заронить в сознание еще юного Дмитрия Ивановича Московского идею необходимости единения Руси. Митрополит вел и активную дипломатическую деятельность, причем не только в столицах великих княжеств, в том числе в Нижнем Новгороде, но и в Золотой Орде.
В 1357 году Алексий побывал в Орде, возвращался же на Русь через Нижний Новгород. С 1341 года город был столицей самостоятельного великого Нижегородско-Суздальского княжества. Создавалось оно по инициативе Золотой Орды в противовес поднимавшей свое значение Москве, чтобы в распрях и войнах между ними обескровить Русь.
Замысел же Алексия был противоположным — объединить силы двух великих княжеств для отпора Орде.
Поэтому митрополит Алексий возобновил разрушенный Благовещенский монастырь со слободой и назвал своей домовой обителью. Он возвел в нем новый белокаменный собор, а заодно и часовню над бьющим возле родником.
С тех пор освященные воды родника стали почитаться не только целительными, но и животворными. Можно с уверенностью считать, что воду здесь пили и создатель древнейшей в России пергаментной «Лаврентьевской летописи» нижегородец Лаврентий-«мних», и неоднократно бывавший в Нижнем Новгороде у своего тестя Дмитрий Донской, и его двоюродный брат, герой битвы на поле Куликовом, Владимир Андреевич Серпуховской (Хоробрый), и работавший в Нижегородском кремле над росписью собора изограф Феофан Грек, и «зело мудр филозоф» из Печер Павел Высокий и многие другие.
Слава о живительной силе родника передавалась среди нижегородцев из поколения в поколение. В 1725 году вместо деревянной над ним подняли каменную шатровую часовню. Это еще один важный исторический факт, ибо возведение шатровых храмовых зданий было запрещено патриархом Никоном еще в середине XVII столетия.
Но убить любовь русского человека к стройным высотным шатрам указным порядком оказалось не так-то просто. Наглядным примером тому служит и возведение шатровой Алексеевской часовни, получившей свое поименование в честь воспитателя и наставника Дмитрия Донского Алексия Митрополита.
Вопреки официальным запретам нижегородские каменщики обратились к древним формам национальной архитектуры, возведя над родником небольшую восьмистопную от основания часовню со стройным шатром, украшенным по традициям рядом окон-слухов с пояском из килевидных кокошников в основании, что и зафиксировано спустя более столетия Г. И. Кизеветтером на обмерном чертеже.
Часовня стояла вплоть до 1830-х годов, когда в процессе коренной реорганизации внутригородской транспортной связи, огибая террасу, над которой возвышался Благовещенский монастырь, по дну глубокого оврага было проложено полотно Похвалинского съезда.
Новая мощенная булыжником магистраль пересекала сбегавший от родника ручей. Чтобы его воды не нарушали впредь полотно съезда, для токов воды по проекту видного инженера-гидротехника А. И. Дельвига в 1846 году проложили под дорогой желоб-коллектор, а по проекту первого городового архитектора Г. И. Кизеветтера на выходах вод подняли в старых формах кирпичную часовню.
В центре новой часовни была установлена медная с чеканным рисунком по бортам чаша, из которой вода изливалась в более значительный по размерам, расположенный в нижнем сводчатом помещении белокаменный бассейн. Из него окрестное население особыми черпаками и брало питьевую воду.
С тех пор ситуация изменилась коренным образом. Давно нет часовни, да и многих зданий в окрестностях. Но, думается, родник и эту великолепную в градостроительном отношении площадку целесообразно благоустроить и оформить по-прежнему часовней и скульптурной композицией.
Ее решение может быть подсказано самой исторической памятью, связанной с этим местом. Нам она видится в виде отдыхающего после ратных трудов древнерусского витязя XIV столетия (возможно, Дмитрия Донского?) с чашей в руке, из которой изливается струйкой вода родника. Возле него, опираясь на посох, стоит инок (возможно, Алексий митрополит?) с застывшими на губах словами наставлений.
Не только исторической памятью о важных событиях для судьбы древнего Нижнего Новгорода XIV века должна быть пронизана скульптурная композиция, но и философскими раздумьями о роли человека в мире, о извечной связи его с матушкой землей.
Пока же родник продолжает свою малозаметную, тихую, но полезную работу, а мимо следуют потоки транспорта и людей. И мало кто знает, что рядом сохраняется редкий памятник природы, духовности русского народа и богатой его истории.
Справка подготовлена по книге Н. Ф. Филатова «Купола, глядящие в небеса».
Молебен
Прихожане монастыря
Строительство коллектора
Хор семинаристов
Молитва
Прихожане монастыря молились о сохранении святого источника
Освящение поклонного креста
Верующие приложились ко кресту перед его установлением
Установка креста
Установлка креста
Крестный ход
Настоятель обители игумен Александр (Лукин) ответил на вопросы журналистов
Источник пока открыт для верующих
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.