Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Протоиерей Владимир Краев: «Преподобный Савва положил начало действующему богослужебному уставу Русской Православной Церкви»

Протоиерей Владимир Краев: «Преподобный Савва положил начало действующему богослужебному уставу Русской Православной Церкви»

09:51, 18 декабря 2009

Сайт Нижегородской епархии. Текст Дмитрия Романова.
18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного.

Настоятель прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Воскресенского района Нижегородской области, преподаватель Нижегородской духовной семинарии протоиерей Владимир Краев рассказал об использовании трудов преподобного Саввы:

— Иерусалимский устав, Типикон, является действующим богослужебным уставом Русской Православной Церкви. Разумеется, не весь он написан преподобным Саввой — святой адаптировал для своей Лавры устав Иерусалимского храма Воскресения. Со временем Савваитский устав переняли все палестинские монастыри, а потом и многие поместные Церкви.

Эта заслуга во многом принадлежит святому Патриарху Софронию Иерусалимскому, который письменно изложил и систематизировал устав Великой Лавры, передаваемый до него из уст в уста, и преподобному Иоанну Дамаскину, собравшему после разорения Лавры сарацинами и пожара писания Патриарха Софрония и передавшему отеческое предание Лавры святого Саввы последующим поколениям.

Современный Типикон, хоть и имеет палестинское монашеское происхождение, в своем составе далеко не однороден, он образовался путем объединения двух богослужебных практик: иерусалимской и константинопольской (так называемый Устав Великой Церкви, то есть Храма Святой Софии).

Источниками Устава также являются: уставы преподобных Пахомия Великого, Венедикта Нурсийского, правила святителя Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, труды святителя Софрония Иерусалимского и преподобного Иоанна Мосха.

Основными разновидностями Устава были Иерусалимский и Студийский (по названию монастыря в Константинополе). Согласно последнему, все службы суточного круга должны были исполняться в свое время: вечерня — вечером, утреня – утром. Иерусалимский же устав позволяет объединять службы в богослужебные собрания, например, всенощное бдение, которое состоит из великой вечерни, утрени и первого часа.

Дело в том, что Студийский монастырь был киновийным (общежительным), монахи жили рядом, и им не трудно было собираться в храм по нескольку раз в день. Монахи же савваиты были келлиотами, то есть жили порознь, причем на довольно большом расстоянии друг от друга, и собирались в храм лишь по воскресным и праздничным дням.

В древности богослужебная практика четко делилась на монашескую и приходскую. Приходское богослужение состояло в основном из пения, а монашеское пения не признавало, целиком основываясь на чтении, в первую очередь Псалтири. Современный Устав никакого разделения не знает и является единым и для монахов, и для мирян.

В наши дни Устав в полной мере и во всей строгости не исполняется практически нигде. В монастырях, разумеется, он соблюдается полнее, чем на приходах, и лишь в некоторых самых строгих монастырях он исполняется практически без отступлений.

На Руси от Крещения до XIV века господствовал Студийский устав, а в XIV-XV веках постепенно утвердился Иерусалимский, причем безболезненно, явочным порядком, без какого-то ни было директивного давления церковных властей.

Нынешний Устав полностью сложился к концу XVII века, и последняя, действующая его редакция, так называемая «Адриановская», была закончена к 1695 году при Патриархе Адриане. С тех пор делались лишь незначительные добавления, например, памяти новопрославленных святых.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.