В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии (Суббота Акафиста).
Это празднество установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии Патриарх Сергий, нося икону Пресвятой Богородицы \»по стогнам и стенам града\», умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь. Народ же искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти город.
Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницей своей и своего города. Там было воздвигнуто много храмов в Ее честь. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно прямо напротив Влахернского храма \»восстала страшная буря\», которая рассеяла и потопила вражьи суда со множеством воинов. Остальные враги бежали. Во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возглашал Защитнице города \»победную, всенощную и неседальную песнь\»: \»Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!\» С того времени в воспоминание этого великого чуда Православная Церковь установила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сначала праздник Акафиста совершался в Константинополе в том самом Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и свидетельства Ее земной жизни — риза и пояс, но в IX веке праздник был внесен в типикон монастырей святого Саввы, а потом и в Триодь, и с того времени стал общим для всей Восточной Церкви.
Акафист представляет собой священную похвалу Пресвятой Деве. Он состоит из 24 гимнов: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским Аллилуиа, каждый икос — приветствием архангела: \»Радуйся!\». Все проиpведение оканчивается краткой молитвой ко Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде Акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не целиком, но раздельно, перемежаясь другими песнями, в четыре выхода, и каждый из четырех выходов начинается и заканчивается пением первого кондака \»Взбранной Воеводе\».
Акафист написан в VII веке диаконом Великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон Субботы Акафиста. Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.