Главная > Новости > 2020 > Сентябрь > 29 > В главном соборе арзамасского Спасо-Преображенского монастыря началась реставрация внутреннего убранства
16:39, 29 сентября 2020

В главном соборе арзамасского Спасо-Преображенского монастыря началась реставрация внутреннего убранства

Текст Дарьи Петровой

В Спасо-Преображенском соборе одноименного мужского монастыря города Арзамаса Нижегородской области началась реставрация внутреннего убранства. Комплекс восстановительных работ выполняют специалисты объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» под руководством Николая Юшкова.

«Перед нами стоят задачи по сохранению авторской живописи, ее консервации и укреплению, подведению левкаса, тонировке в пределах утрат, выполнению воссоздания в местах, где авторская живопись отсутствовала. При этом воссоздание должно быть исполнено на том же уровне, в таком же стиле, колорите, тонах, чтобы вновь расписанные участки не выбивались из общей панорамы, а смотрелись гармонично», — рассказал Николай Юшков.

В общей сложности на всех внутренних площадях собора сохранены порядка 60% старинных фресок. В архивах сохранились несколько черно-белых снимков, где запечатлено убранство собора. Однако они не дают представления о цветовых особенностях того живописного убранства, каким оно было изначально. Кроме того, снимки сделаны, когда здание уже было повреждено, поэтому существенным подспорьем для специалистов они не стали.

По словам реставраторов, можно говорить о том, чьи художественные работы брались за образец при росписях Спасо-Преображенского собора. Одно из таких имен — Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, немецкий художник и график, получивший широкую известность за свои иллюстрации к Ветхому и Новому Завету. «Очень показательными в этом отношении являются, например, сюжет положения во Гроб Христа в левом алтаре собора, а также Омовение ног, поцелуй Иуды. В этих фресках много черт, которые характерны для творчества Карольсфельда. То есть это живописное переосмысление графических работ, — пояснил Николай Юшков. — В трапезной части роспись созвучна живописи храма Христа Спасителя. Пока не очень понятно, но, когда мы приблизимся вплотную к этим композициям, можно будет точно сказать, брались ли за образец живописные работы Василия Верещагина, который участвовал в росписи Храма Христа Спасителя». Убранство Спасо-Преображенского собора будет выдержано в академическом стиле.

Приступая к работам, специалисты оценили состояние Спасо-Преображенского собора, как аварийное. Некоторые части кровли здания оказались утраченными, из-за чего внутрь просачивалась влага, разрушая сами стены, в том числе и верхний штукатурный слой. Поэтому первоочередной задачей для реставраторов было укрепление кладки, пропитка специальными составами, чтобы избавиться от солей и плесени. Параллельно велись работы по укреплению штукатурного слоя. «Сказать, что эти виды работы на сегодняшний момент завершены, нельзя, — добавил Николай Юшков. — Продолжается подведение штукатурного слоя. Перед тем, как его накладывать, по мере необходимости идет повторная обработка отдельных участков стен».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.