Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > В Выксе в Иверском женском монастыре состоялись иноческие и монашеский постриги

В Выксе в Иверском женском монастыре состоялись иноческие и монашеский постриги

18:49, 19 апреля 2013

Сайт Нижегородской митрополии. Текст Алексея Еремина.

19 апреля в городе Выкса Нижегородской области епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил иноческий постриг трех насельниц Иверского женского монастыря. Одна инокиня была пострижена в мантию.

По окончании постригов правящий архиерей обратился к новопостриженным сестрам с напутственным словом:

«Сегодня особенный день для четырех сестер обители. Три из них вступили в полк инокинь, а одна сестра сподобилась монашеского пострига.

Традиционно в Православной Церкви принято в Великий пост в монастырях совершать постриги. Это особенное событие. Я бы даже сказал, что это особенное таинство. Принято считать, что их семь, но на самом деле их, конечно, больше. Монашество – это тоже таинство. Прежде всего, это таинство души, предстоящей перед Богом.

Дорогие сестры! Сегодня одна из вас дала великие обеты, а те сестры, которые не принесли монашеских обетов, постриженные в иноческий чин, все равно уже находятся на определенной ступени перед принятием монашества. Это очень ответственный шаг. Все мосты уже сожжены, и в этом смысле назад дороги нет. Хочу напомнить всем вам, что, по древнему русскому обычаю, монах, который отрекается от всех своих обетов, считается человеком, отрекшимся от веры. Таких монахов даже не хоронили на кладбище. Как страшно преступать те обеты, которые мы дали когда-то Богу. И в тоже время как радостно, как мирно, светло будет на душе человека, который хоть и грешил, и временами спотыкался, и, может быть, сильно ушибался, нанося какие-то раны своей душе, но, тем не менее, стремился к Богу, когда бегом, когда шагом, когда ползком, но все-таки тянул свою душу к Господу. Бог да душа – вот монах, как говорят святые отцы. Поэтому Богу ценна не внешняя одежда, хотя она тоже ко многому обязывает, но сокровенное сердце человека, нетленная красота кроткого и молчаливого духа. Вот так говорил апостол о жене праведной, которую приятно видеть Богу. Но тем более Богу приятно будет увидеть свою невесту, невесту Христову.

Конечно, легко дать обеты, но как трудно их понести. И всю жизнь их нести трудно, и каждый день нашей жизни. Особенно хотелось бы обратится к новоиспеченной монахине Мариамне. Ты дала обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Нужно хранить эти обеты до конца своих дней. Особенно трудно нести монахам обет послушания, потому что все мы очень гордые, себялюбивые, все мы себя очень жалеем. Для монаха нарушение послушания – это один из смертных грехов. Казалось бы человек не убил, не украл, но, тем не менее, душа его, не пребывающая в послушании, теряет Божественную благодать. Благодать Божия отходит и тогда человек способен на всякое зло. Гордость, когда она водворяется в сердце, ведет за собой все остальные страсти. Всегда нужно помнить это и стараться не жалеть себя. Если мы не будем себя жалеть, то Бог нас пожалеет. Если же будем находиться в саможалении, тогда останемся со своими грехами и стастями.

Еще что очень важно: монах, инок без молитвы – не монах. Преподобный Серафим Саровский говорил, что монах без молитвы – все равно, что черная головешка. Не дай Бог нам быть такими черными головешками. Помните, когда мы не молимся, не исполняем свои правила, или когда мы молимся, но молимся рассеянно, не понимая, что мы творим, сами себя не слыша порою, тогда мы уподобляемся черным головешкам. Со стороны кажется: вот монахиня молится, поклоны кладет, а она в это время о чем-то мечтает, ум ее блуждает. Будем об этом помнить.

Четки, данные вам сегодня, это меч. Его нужно правильно поднимать и разить им врагов нашего спасения. Молитва Иисусова – самая глубокая и, в то же время, самая удобная. С ее помощью можно душу свою спасти, потому что в этой молитве мы исповедуем: во-первых – силу Божию – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий», и свою немощь – «помилуй мя грешного» или «грешную».

Все беды, по словам митрополита Иерофея Влахоса, который написал прекрасную книгу об Иисусовой молитве «Одна ночь в пустыне Святой горы», происходят от этих двух незнаний: от страшной ошибки, когда человек не видит, не понимает и не верит в силу Божию и не видит своей немощи. Человек очень гордый и ему кажется, что он многое может, особенно когда молод. И только с возрастом, с болезнями, скорбями и трудами приходит на ум очень простая мысль, что немощен человек. И если Бог не стережет град, то всуе трудятся стерегущие его. Град нашей души будет стеречь Иисусова молитва, если мы правильно будем ее творить. Молитва эта должна произноситься, по возможности, устами и, как святые отцы нам советуют, неспешно. Святитель Игнатий Брянчанинов в поучении об Иисусовой молитве говорит так: \»Темп должен быть такой, чтобы сто молитв прочитывались за полчаса\». Так что вот постарайтесь привыкать к этой молитве.

Еще раз повторю – молитва должна быть внимательной. Будем постоянно просить у Бога, чтобы Он нас помиловал и сберег душу от искушений. Если человек старается творить эту молитву, то он через какое-то время увидит, что ум его просвещается и ему легче станет бороться с помыслами, сердце человека сделается лучше. Сначала, может быть, будет сухость, постоянно вам будет что-то мешать, отвлекать какие-то дела, заботы, помысел будет внушать подумать о чем-то более важном. Не надо обращать на него внимание, потому что враг больше всего борется против Иисусовой молитвы. Всеми силами он старается, чтобы монахи забыли про это очень важное дело.

А матушка игумения всегда должна помнить, что за их души придется в свое время дать ответ Богу. Поэтому нужно стараться, чтобы сестры послушания исполняли не с ропотом, не с озлоблением и раздражением, а с добрым и чистым сердцем».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.