Текст Марины Дружковой
20 октября в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась выставка «Портрет времени в акварелях. Владимир Величко», посвященная 60-летию со дня рождения художника.
На выставке представлены 84 работы, созданные мастером в последние годы. Поздравить юбиляра пришли министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, скульптор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств Геннадий Правоторов, а также представители Нижегородской епархии, коллеги по цеху и многочисленные почитатели.
Вместе с поздравлениями от высоких гостей, отмечавших его многогранный талант как художника и руководителя нижегородской организации художников, Владимир Величко получил на церемонии открытия много наград: почетную грамоту от министерства культуры Нижегородской области, золотую медаль Сурикова от секретариата Союза художников за выдающийся вклад в изобразительное искусство России, а также благодарственное письмо отдела культуры Нижегородской епархии за плодотворное сотрудничество.
Значительную часть юбилейной экспозиции занимают портреты «дорогих нации людей», представителей нижегородской элиты – политиков, деятелей науки и культуры. «Все портреты разные по композиции и колористическому решению. Они написаны не только с сохранением внешнего сходства, но с раскрытием внутреннего мира человека через деталь интерьера, композиционный прием или бытовой фон», – отметила заместитель генерального директора НГХМ по научной работе Ирина Кузнецова.
Портретная галерея включает узнаваемые лица: профессора Геннадия Рябова, губернатора Валерия Шанцева, академика Александра Литвака, протоиерея Владимира Гофмана и многих других представителей нижегородской элиты.
Определяющим для выставки жанром стал пейзаж, раскрывающий песенное величие, скромную красоту русской природы, а также историческое и культурное достояние древних городов России и, главным образом, Нижнего Новгорода. Это панорамные эпические пейзажи Волги, Нижегородского кремля, а также поэтические зарисовки Городца, Большого Болдина, средневековых памятников архитектуры, природных уголков Нижегородчины.
Живописный образ Нижнего у художника определяют храмы. «Нижний Новгород – любимый и родной город, а храмы – его главное украшение, поэтому, наверное, я часто их пишу», – объяснил Владимир Величко. Работа над изображением храмовой архитектуры, по словам художника, накладывает особую ответственность: «Во-первых, это надо сделать очень хорошо, а во-вторых, привнести свое видение». Такое же волнительное чувство, признался художник, пришлось испытать, когда он работал над портретом отца Владимира Гофмана: «Отец Владимир – человек необычный для нашего времени: чистый, спокойный, внимательный. Его манера себя вести и говорить располагает к себе, и мне захотелось написать его портрет. Впервые портрет отца Владимира я показал на выставке «Покров над городом» год назад».
Встреча с отцом Владимиром стала определяющей и в развитии отношений между Нижегородской епархией и региональным отделением Союза художников России, бессменным руководителем которого Величко является около 20 лет. Дружба художников с епархией завязалась два года назад, когда в крипте Александро-Невского собора прошла выставка, посвященная Пасхе. «Эта выставка показала, что интерес нижегородских художников и зрителей к православной тематике устойчивый и постоянный, и что необходимо эту тему углублять и развивать, уходя от внешней формальной стороны христианства. Спустя год художники на пасхальной выставке показали уже другие работы, в которых они попытались приблизиться к пониманию внутреннего мира православной веры, христианского мироощущения», – пояснил заместитель руководителя отдела культуры Роман Гоголев.
Все работы юбилейной экспозиции, включая портреты, выполнены в технике большеформатной акварели, что, по словам искусствоведов и коллег по цеху, является большой редкостью в современном искусстве, и не многие мастера осмеливаются на этот шаг.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.