На страстной неделе, когда православные сквозь Священное Писание и святые образы созерцают события последних дней жизни Спасителя до Его воскресения, наступает день когда мы видим Христа в тюрьме.
Во многих сельских и даже городских храмах нижегородчины можно увидеть деревянной скульптуры называемые «Христос в темнице». При почти полном неприятии скульптуры в пространство православного храма этот сюжет все же остался, быть может, потому что в нем перед верещим христианином раскрывается вся реальность не только боговоплощения, но и страдания Спасителя. Русская поговорка «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» здесь почти натуралистична, но и в ней есть надежда выхода, вера в воскресение Христово, в Его и значит нашу победу.
Культура тюремного милосердия, это не исполнение морализаторских задач и не поиск новой паствы, вопрос глубже — в богословии. Одним из главных свидетелей такого богословия в милосердии является икона святой Пасхи «Сошествие во ад», в ней мы видим Бога освобождающего души из тюрьмы греха. Спастись в одиночестве невозможно, поэтому, следуя за Христом необходимо идти и туда, что кажется адом, что бы в человеке, попавшем в беду увидеть Христа.
Как Церковь может помочь тем, кто находится в заключении, почему Церковь должна участвовать в изменении российских тюрем и главное как?!
Попробуем понять, что за последние пять лет изменилась в тюрьме. Что бы понять, как лечить болезни современного общества необходимо знать, как оно устроено, потому что любое лекарство всецело зависит от анатомии пациента.
В жизни российских тюрем в последние пять лет, произошли серьезные изменения. По мнению начальника отдела воспитательной работы Нижегородского следственного изолятора № 1 (ФГУ ИЗ 52/1) Александра Макарычева в последние пять лет отношение государства и общественных институтов к исправительной системе стало меняться к лучшему.
Сотрудникам повысили заработную плату, улучшилось питание заключенных и подследственных, изменились условия содержания. Частично уже решен вопрос о переполнении камер, в прошлое ушла так называемая «шуба» шершавое покрытие стен камер. Благодаря изменению уголовного и уголовно исполнительного кодекса мелкие нарушения, рассматриваются как административное преступление – это во многом разгрузило СИЗО. Однако настораживает увеличение дерзких тяжких преступлений среди подростков и молодежи, которое говорит о деградации общества, о собирании плодов безрассудности в вопросах детского воспитания. В тюремных стенах важным вопросом является доступность литературы способной показать новые жизненные ориентиры, альтернативные криминальным.
С 2000 года в библиотека Нижегородского следственного изолятора № 1 серьезно пополнилась. Свою лепту в дело пополнения литературного фонда внесли как библиотеки города, среди которых и областная библиотека имени Ленина, так и частные лица. Церковь так же принимает активное участие в пополнении библиотеки.
11 апреля в библиотеку было передано около тысячи православных книг собранных нижегородцами в рамках благотворительной акции. Передача православной литературы в библиотеку изолятора осуществлена не впервые, однако новая партия литературы является самым крупным пополнением фонда религиозной литературы.
Однако для того что бы понять насколько изменилась тюрьма и что необходимо для перемен корреспондент нашего сайта встретился с человеком, который лично испытал, что такое жизнь в следственном изоляторе еще того периода, когда тюрьму еще не коснулись вышеперечисленные перемены. В 2000 году у Алексея Анатольевича случилось то, что поделило его судьбу напополам – до и после ареста. Суду потребовалось два месяца для того, что бы полностью оправдать обвиняемого. Арестанту в свою очередь тюремной жизни хватило, что бы многое понять и переосмыслить. Об анатомии тюрьмы образца 2000 года, где камеру на 30 человек делило девяносто – сто подследственных, рассказал бывший подследственный, врач мануальный терапевт Нижегородской областной детской клинической больницы Алексей Жариков:
Люди в экстремальных условиях остаются людьми – это поразило более всего. Здесь на свободе это трудно понять, здесь при всех проблемах и перипетиях все достаточно благополучно, там трудности и искушения могут сорвать с человека маску, разоблачить. Люди друг другу помогают добровольно без принуждения.
Из тюрьмы я вышел верующим человеком и убежденнейшим коммунистом. Не смысле зюгановцем, а коммунистом в смысле веры в идеи взаимопомощи и справедливости. Мы сидели люди разных вероисповеданий и национальностей, разных мировоззрений и у нас не было друг ко другу претензий, у нас сидели и бомжи и экономические преступники, олигархи. Все сидели в одной камере все друг другу помогали, друг с другом делились.
Тюрьма любит специалистов, на этом строится вся иерархия тюремного общества. Каждый должен иметь дело. Насколько оно будет приносить пользу обществу так и будут к тебе относиться. Если я был врач, я лечил там всех, за это меня уважали. Если человек с техническим образованием там он чинит радиоаппаратуру, телевизоры и кипятильники. Художник будет рисовать, подписывать открытки красивым подчерком. Специалист там ценится, бездельник попадает на социальное дно, в рабочую бригаду или как там говорят «на рабочку», «на фазу». Несколько человек на 90 человек будут весь день стоять у электрических розеток и заваривать в стаканах кипяток. Это очень тяжелый труд.
Я просил Библию в библиотеке мне ее не дали. Шесть лет назад библиотека сизо пестрила полупидарастическими романами типа «Я вор в законе». Духовной литературы там не было. В Изоляторе временного содержания был один охранник который исполнял обязанности катехизатора по просьбе заключенных: мог ответить на вопросы, объяснить возможно ли в тюрьме покреститься или обвенчаться, давал литературу, но все зависело от времени в которое он работал. Иногда мог посетить священник, я не видел, но что мог тогда сделать один священник, нас тысячи — он один… Изменить ситуацию очень трудно, но возможно и именно через книги, через библиотеку. В книге человек начавший переосмысление своей жизни, в тех условиях это неизбежно, смог бы найти свой путь к Богу, обрести духовную свободу от накопленного внутри зла.
Там культ религии. Верят по-разному, но все. Один старый заключенный там любил говорить: «Ну вот сума сошли, попали в тюрьму и все в Бога уверовали!» Там все делают четки православные, мусульманские, буддистские, из хлеба из косточек финика и все это искренне. Очень почитают Апостола Петра, который сам был в заключении.
Раньше в Царской России религиозное сознание с его традициями милосердия давали человеку пути к возвращению в нормальной жизни, сейчас в обществе таких путей меньше. Всему виной именно уничтожение христианской культуры милосердия. Культ того, что зеки все отбросы общества, неисправимые негодяи и извращенцы навязывается сейчас повсеместно. Это все можно увидеть по центральным каналам. Я соглашусь с тем что в любом обществе есть люди органически склонные к криминалу, но когда ставят на человеке, оступившемся укравшем по нужде, от голода, курицу из магазина, общество ставит клеймо… Это еще раз говорит о том, что современное общество развращено до такой степени, что не хочет видеть своей порочности и легче отсекает от себя человека, чем лечит его.
Инициатива церкви многое может решить. Она могла бы принять намного большее участие в жизни общества. К сожалению, в нашей стране с радостью человек приходит как правило на венчание, и то не всегда, больше когда беда и грусть в душе. Заключенный находится в подавленном состоянии, ему горько там верят практически все. Может быть человек потом и будет неверующим, но надежда на лучшее может в тюрьме воскресить веру духовную, наставить на путь к храму. Лично у меня после освобождения, после того как, наконец, была признана моя невиновность, была пасхальная радость. Чувство было такое, что в этот день не просто меня освободили, ощущение было, что правда восторжествовала, что Христос победил! Сразу пошел в церковь заказал благодарственный молебен и за здоровье сокамерников (смеется).
P.S.: Профессия православного журналиста предполагает ко встрече с неординарными интересными людьми, каждая встреча заставляет внутренне собраться сосредоточиться на тех вопросах духовной практики о которых по лени и не радению уже успел позабыть. После этой беседы я вспомнил одну притчу, которая для меня теперь один из маяков, один из ориентиров жизни: Один человек умер и оказавшись на том свете попал сначала в ад. Преисподняя предстала пред ним великолепным дворцом, в залах которого накрыты были столы. Люди за столом со скорбными истощенными от голода и злобы лицами не ели нечего. В раю новенького ждал все те же столы и те же яства, только люди ели пили, пел песни. Оказалось, что руки человеческих душ после разлуки с телом имеют удивительное свойство: они не сгибаются в локтях. В раю люди кормят друг друга, в аду каждый свободен в своем одиночестве. Вот такая анатомия.
Фёдор Кривцов
Христос в темнице
Фото Фёдора Кривцова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.