Текст Татьяны Гариной. Фото Глеба Пушменкова
21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по окончании Божественную литургию, которую совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в Успенском соборе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни, председатель городской думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев преподнес в дар Нижегородской епархии уникальную икону преподобного Серафима Саровского, выполненную на спиле бревна его кельи из Дальней пустынки. Верующие смогли поклониться этой святыне.
Икона выполнена в древней традиции, поддержанной в иконописных мастерских Дивеевской обители, где широко использовался такой способ написания изображения, а также изготавливались памятные реликвии, связанные с преподобным Серафимом. На обороте некоторых из них делали надписи, свидетельствующие об этом (например, «Сия д[о]ска остаток того дерева из которого была Пустынка Батюшки, Отца Серафима»).
Подобный подаренному епархии образ пребывает в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Как известно из истории обители, монахини с большим благоговением относились ко всем личным вещам преподобного Серафима Саровского, оставленным им после смерти. В том числе сестрам удалось сохранить бревнышки от срубов его келий с Дальней и Ближней пустынок. К сохранности этих святынь многие насельницы подошли творчески. Так, монахиня монастыря Серафима (Булгакова) создала настоящее произведение искусства. На одной из частей сруба его кельи она красками нарисовала легкий рисунок: фигура старца в белом балахоне, стоящего в келье, рядом с дверным проемом, причем изображение бревенчатой стены создается волокнами подлинного дерева. На иконе также отчетливо видны следы грубой обработки доски, механизмы повреждения и потертости древесины, гвоздевые отверстия. Изображение в некоторых местах потертое, на обороте имеется повесочное кольцо.
Справка:
Нанесение изображения святых на дереве – древняя традиция, уходящая своими корнями в апостольские времена. Считается, что апостол и евангелист Лука написал первую икону на доске от стола, за которым трапезничала Матерь Божия.
На Руси дерево всегда считалось благородным материалом, из которого делали все для дома: посуду, различные украшения, утварь и многое другое. Деревянные изделия всегда отличались хорошим качеством и прочностью, поэтому при надлежащем и правильном уходе они служили очень долго. Прекрасные свойства поддающегося обработке дерева, а также прочность готового изделия были замечены древними мастерами, и они начали создавать изображения святых на небольших деревянных досках, которые со временем стали именоваться иконами.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.