Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 18 июля Православная Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

18 июля Православная Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

11:16, 18 июля 2006

Елизавета Федоровна Романова (Елизавета Александра Луиза Алиса) родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Когда Элле (как ее звали дома) было 14 лет, умерла мать.

В 1884 году в Петербурге состоялась свадьба Эллы и пятого сына императора Александра II Сергея Александровича. В Петербург на свадьбу приехала вся родня Эллы, в том числе ее 12-летняя сестра Алиса (будущая императрица Александра Федоровна). Там Алису впервые увидел наследник престола Николай Александрович.

Эллу в России сразу полюбили многие: она была ослепительно красива, но вместе с тем добра, проста в обращении, умела расположить к себе людей. В 1888 году император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Иерусалиме, построенного в честь их матери Марии Александровны. Сергей Александрович отправился в Иерусалим вместе с супругой. Храм Марии Магдалины был построен в Гефсимании у подножия Елеонской горы, недалеко от тех мест, где принял крестные муки Спаситель. Увидев необыкновенную красоту Гефсимании с высоты Елеонской горы, супруга великого князя произнесла пророческие слова о том, что она хотела бы быть здесь похороненной.

В 1891 году после семи лет сомнений и колебаний Элла приняла православие и стала Елизаветой Федоровной, в этом же году после назначения Сергея Александровича московским генерал-губернатором Елизавета Федоровна переехала вместе с ним в Москву. Новый московский генерал-губернатор был сторонником суровых мер по отношению к революционерам, и эсеры приговорили его к смерти. В 1905 году Сергей Александрович при выезде из Кремля был буквально разорван на куски бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Выбежав из Кремля на крики, Елизавета Федоровна принялась своими руками собирать на носилки останки своего мужа, отгоняя любопытствующих.

На третий день после смерти Сергея Александровича она принесла убийце в тюрьму Евангелие, но тот оттолкнул ее. Сестры и брат уговаривали ее покинуть Россию, но она считала своим долгом быть возле могилы мужа. Часто она приходила на место его захоронения ночью и стояла в молитвах на коленях до утра. Греческая королева Ольга, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина – она, видно, достойна тяжелого креста, поднимающего ее все выше и выше!»

Елизавета Федоровна распродала все свои драгоценности, собрание произведений искусства и редкостей, которые долгие годы собирал Сергей Александрович, часть вырученных средств отдала в казну, часть – родственникам, остальные направила на благотворительные цели.

В 1907 году она приобрела усадьбу на ул. Большая Ордынка в Москве для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. 10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь, чтобы уйти «в более великий мир – мир бедных и страдающих». Она неустанно трудилась, не гнушаясь самой грязной работы, спала на деревянных досках, тайно носила власяницу и вериги.

Все хлопоты по организации монастыря и по его управлению великая княгиня взяла на себя. Поступавшие в обитель девушки давали обет безбрачия и послушания, внутренняя жизнь строилась в строгом соответствии с Церковным Уставом. Обитель содержала больницу на 22 места, аптеку, амбулаторию с бесплатным лечением и бесплатной выдачей лекарств, приют для девочек-сирот, дом для туберкулезных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, воскресную школу для фабричных женщин, библиотеку, столовая отпускала ежедневно дешевые обеды для бедных.

В 1913 году обитель насчитывала 97 сестер. Елизавета Федоровна опекала самый криминогенный район Москвы – Хитров рынок. Она обходила все притоны Хитрова рынка и уговаривала опустившихся родителей отдать ей на воспитание детей. Елизавета Федоровна принимала также активное участие в работе Православного Палестинского общества, с 1905 года являлась его сопредседателем.

С начала Первой мировой войны вместе с императрицей Александрой Федоровной разрабатывала план оказания медицинской помощи фронту, включавшей формирование санитарных поездов, складов лекарств, организацию лазаретов в тылу, отправку в действующую армию походных церквей. В 1915-1917 гг. вместе с сестрой подверглась обвинениям в шпионаже в пользу Германии.

Со временем она становилась все более одинокой: ушли из жизни дорогие бабушка и отец. После Февральской революции деятельность обители стала сокращаться. Весной 1917 года германский император Вильгельм II через шведское посольство предложил Елизавете Федоровне уехать из России, но она отказалась. После заключения Брестского мира германские власти добились согласия советской стороны на выезд Елизаветы Федоровны из России, но она опять отказалась, сказав, что хочет вместе с русским народом разделить его судьбу. В апреле 1918 года Елизавета Федоровна была арестована красноармейцами-латышами и вывезена на Урал в г. Алапаевск (нынешняя Свердловская обл.).

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елизаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при великой княгине.

5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елизавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Елизавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к великой княгине Елизавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.

В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева – просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.

Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви за рубежом в 1981 году и в 1992 году Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее «Красотой Церкви Российской».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.