Текст Оксаны Москвиной
Василий Ильич Меркулов (в иночестве Варнава) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской области, рядом с теми местами, откуда пришли на Выксу основатели города братья-заводчики Баташевы.
Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные, они нарекли сына в честь святого Василия Великого.
Как вспоминал о своем детстве старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продал их в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказал обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни – посвятить себя служению Богу.
Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице – Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех верстах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим.
Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил (Схимовский). 17 февраля 1856 года Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика. 23 декабря 1857 года он становится послушником. И лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 г., после смерти старца Даниила Василий принимает постриг и впоследствии несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»).
В 1871 году Варнава рукоположен в иеродьяконы, 10 января 1872 года – в иеромонахи, а еще некоторое время спустя наместник Лавры утвердил его в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита.
С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находим много примеров прозорливости старца. В январе 1905 года на исповедь к Варнаве ходил сам император-мученик Николай II.
Много сил и трудов о. Варнава положил на создание Иверского женского монастыря. Обитель ведет свою историю с 1864 года, когда здесь в построенной богадельне появились первые насельницы. Благодаря трудам старца, к началу XX века монастырь стал процветать.
17 февраля 1906 года старца не стало. А 19-го в ответ на просьбу сестер Иверского монастыря о захоронении старца в стенах монастыря обер-прокурор Святейшего Синода отвечает телеграммой, что усопший будет погребен на братском кладбище Гефсиманского Скита.
В 1913 году был поднят вопрос о переименовании Выксунского женского монастыря в Иверский Варнавский женский монастырь. Но его решению, видимо, помешали война и революция.
В 1989 году на Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов председатель комиссии по канонизации митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации старца Варнавы.
30 сентября 1994 года Патриарх направил письмо наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия, единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых. 19 июля 1995 года, в день Собора Радонежских святых, был совершен акт канонизации иеромонаха Варнавы (Меркулова) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мощи преподобного почивают в воссозданном храме в честь Черниговской иконы Божией Матери Гефсиманского Черниговского скита. Боковой придел храма посвящен преподобному Варнаве.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.