20 июня исполнилось 170 лет со дня рождения Константина Егоровича Маковского (1839-1915), известного художника, автора картины «Воззвание Минина к нижегородцам».
Летом 1891 года Маковский приехал в Нижний Новгород. Впечатления от старинного русского города утвердили в нем решение писать картину о Нижегородском ополчении и его вожде Кузьме Минине. В следующий приезд, в апреле 1892 года, Маковский сделал этюд Ивановского съезда, вид которого впоследствии стал основой пространственной композиции картины.
Законченное произведение было выставлено на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде в специально построенном павильоне.
В 1908 году художник подарил картину нашему городу.
Справка:
Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».
В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года участвовал в выставках Академии с такими картинами, как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.
Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни: \»Вдова\» (1865), \»Продавец сельди\» (1867) и т. д. В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвященными повседневной жизни. Он демонстрировал свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.
Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х годов. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.
В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 года в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные, но поверхностные работы, тогда как другие видели в нем предвестника русского импрессионизма.
В 1915 году он участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Маковский стал жертвой несчастного случая и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры серебряного века, художественный критик, издатель журнала «Аполлон».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.