21 июня — Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших.
Каждый год Русская Православная Церковь совершает память „всеблаженных и богомудрых угодников Божиих“, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е годы XVI века и забытое в Синодальную эпоху, было восстановлено в 1918 году.
Святые — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни. Тем более, обращаясь к русским святым, мы верим, что \»наши святые сродники\» никогда не забывают своих потомков, совершающих \»любовию их светлый праздник\».
Почти сразу же после Крещения Руси в 988 г. новорожденная Русская Церковь явила всему православному миру новых святых, которыми стали сыновья князя Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от рук их брата Святополка в 1015 году. Всенародное почитание их, как бы упреждая церковную канонизацию, началось сразу после их убиения. Уже в 1020 году были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где в скором времени был воздвигнут храм в их честь.
Несмотря на усиливавшееся с годами почитание русских святых, до начала XVI столетия вопрос о праздновании их общей памяти в Русской Церкви не поднимался.
Первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем святителя Макария Московского, в 1542-1563 годах возглавлявшего Русскую Православную Церковь. Более 12 лет святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием \»Великие Макарьевские Четьи-Минеи\». В этот сборник вошли жития многих русских святых, почитавшихся в разных уголках нашего государства, но не имевших общецерковного прославления. Выход в свет нового сборника ускорил процесс установления первого в истории Русской Церкви особого дня прославления собора всех русских святых.
В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве соборы, известные в истории под именем Макарьевских. На них решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Главным деянием Соборов, помимо поименного прославления русских святых, стало установление дня общей памяти \»новых чудотворцев русских\», которые вместе с уже почитавшимися ранее святыми Русской Церкви составили сонм ее светильников.
Днем праздника сначала было установлено 17 июля как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю). Однако позднее дата празднования несколько раз менялась. Естественно, что установление праздника в честь всех русских святых потребовало и написания службы праздника. Эту задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий.
После большого духовного подъема в русском обществе, вызванного Московскими соборами 1547 и 1549 годов, к концу XVI века праздник Всех русских святых стал забываться и отмечался только в отдельных уголках России. Восстановление его празднования исторически совпало с возрождением в Русской Церкви патриаршества — это произошло на Поместном соборе Русской Церкви 1917-1918 годов. Несмотря на революционное лихолетье, восстановленный праздник уже не забывался. А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения только помогли его повсеместному распространению.
С 1946 года празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, торжественно совершается во 2-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице и является в Русской Церкви одним из наиболее торжественных дней всего церковного года.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.