Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.
У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам. Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах.
В известняковой пещере, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Спаситель мира.
Пресвятая Богородица родила Богомладенца безболезненно. Она запеленала Его и положила в ясли. Среди полночной тишины, когда все человечество было объято глубоким сном, весть о Рождестве Спасителя мира Ангел Господень возвестил пастухам, и они первыми пришли поклониться Младенцу.
Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира. Волхвы «принесли дары: злато, и ладан, и смирну» (Мф. 2; 11).
Праздник Рождества Христова был установлен еще во времена апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца» (от марта). Там же в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский.
Когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова отмечался во всей Вселенской Церкви, что доказывают поучения святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других Отцов Церкви IV века.
Святитель Иоанн Златоуст в слове своем в 385 году называет праздник Рождества Христова очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм. В кодексах Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535-м, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова.
В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, Отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.