Текст Надежды Муравьевой. Фото Виолетты Калашниковой
В Благовещенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря завершаются работы над мозаичными композициями, которые украсят храм по всему периметру.
Как рассказал художник-мозаичист Антон Смагин, в настоящее время в храме выполнены около 90 процентов от общего объема работ. Убраны строительные леса, поскольку незавершенные композиции, можно выполнить с помощью тур – передвижных сборно-разборных металлоконструкций.
Незаконченными остаются мозаики в алтаре, несколько мозаичных изображений на иконостасе и в пространстве основного молельного зала.
В алтаре перед тем, как установить мозаику, необходимо выполнить небольшие строительные работы – скругление стены. Когда храм строился, не предполагалось, что он будет весь украшен мозаиками. Восточная часть стены в алтаре — граненая. Мозаика же лучше смотрится в округлых формах – сферических, цилиндрических. В ближайшее время будет предпринят ряд строительных мероприятий по скруглению стены.
Также в соборе в ближайшее время будут смонтированы балконные ограждения.
Работы по благоукрашению Благовещенского собора выполняют несколько мастерских артелей, специалисты из разных городов России и Белоруссии. Композиции выполнялись не на отдельных участках, а по всему внутреннему пространству церкви, что позволяло мастерам экономить время. Библейские сюжеты, а также композиции, посвященные истории Дивеевской обители, дополняет орнаментальное украшение, которое специалисты выполняют по всему храму.
Источником вдохновения мозаичного убранства Благовещенского собора стали античные, византийские образцы XIV века, а также церковное живописное искусство Руси второй половины XIV века и первой половины XV века — времени преподобного Андрея Рублева.
Одной из жемчужин убранства Благовещенской церкви станет масштабный мозаичный образ Божией Матери «Знамение», который уже смонтирован в конхе центрального алтаря. Алтарные мозаики будут просматриваться из центральной части храма.
Всего в верхнем Благовещенском храме собора — семь престолов, в нижней Успенской церкви — еще пять. Мозаичное убранство будет выполнено на площадях собора в 4500 квадратных метров.
Справка:
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.
Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней.
Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).
26 апреля 2012 года было положено начало строительству Благовещенского собора. В этот день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.