Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Иерей Алексий Воронов: «Трехсуточное пребывание Ионы во чреве кита служило прообразом тридневного погребения и последовавшего затем Воскресения Господня».

Иерей Алексий Воронов: «Трехсуточное пребывание Ионы во чреве кита служило прообразом тридневного погребения и последовавшего затем Воскресения Господня».

10:07, 5 октября 2010

Сайт Нижегородской епархии.

В день памяти пророка Божия Ионы о нем рассказал клирик Александро-Невского кафедрального собора, преподаватель Нижегородской духовной семинарии Алексий Воронов.

— Книга пророка Ионы очень интересна и поучительна. От прочих ветхозаветных пророческих книг она отличается тем, что пророчествуется в ней не словами, а фактами. Автор излагает пути Божественного Промысла исключительно о язычниках, цель книги — показать, что Господь, избравший иудеев в Свое наследие и царство, не оставил и язычников без Своего попечения и
отеческого промышления.

Наиболее известна эта книга историей знамения пророка Ионы — трехдневного пребывания во чреве морского зверя. Это чудо, о котором упоминал Сам Христос, служило прообразом славного Воскресения Спасителя.

Путешествие Ионы в Ниневию с проповедью покаяния произошло в VIII веке до Рождества
Христова. В это время языческий город Ниневия был великолепнейшим и самым обширным из древних городов. Обилие богатств порождало изнеженность, беспечность жителей и порабощение страстями. К этим грубым язычникам и был послан Богом Иона. Услышав повеление Божие, он решил „бежать в Фарсис от лица Господня“, потому что не хотел нести слово спасения ненавистным ему язычникам, врагам Израиля. В Яффе он сел на корабль и отправился в испанский город Фарсис, надеясь, что Господь снимет с него поручение. Однако в пути Бог послал путешественникам сильный ветер, и корабль готов был разбиться. Иона без сомнения усмотрел в буре гнев Божий за свое ослушание. Его спутники тоже пришли к заключению, что морское волнение — это небесная кара, и решили узнать виноватого посредством жребия. Жребий пал на Иону. Спутники спросили: „Что же нам делать с тобой?“ Иона отвечал: „Возьмите меня и бросьте в море“. Путешественники вознесли Богу молитву о том, чтобы погибель Ионы не была вменена им в вину, и бросили его в море — и море „утихло от ярости своей“ (Ион 1: 13–15).

Отверженный людьми, пророк нашел безопасное пристанище там, где зияла смерть. По повелению Божию Иону проглотило чудовище, которое названо у пророка dag-gadol — большое морское животное. Греческое слово, которым 70 толковников перевели еврейское dag, в древности служило общим наименованием огромных морских животных. Следовательно, нет необходимости понимать здесь непременно кита.

Находясь во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Богу, сетуя на свое крайнее бедствие: как он заживо унесен в морские глубины, в область неизбежной смерти или, лучше сказать, в ад; как лишен надежды когда-нибудь явиться в Храм, чтоб принести молитву в положенном месте. Не имея возможности хотя бы издали обратить взор к Храму, пророк в предсмертном томлении, как бы из области тления, возносит молитву о сохранении своей жизни и дает обет принести жертву хваления и исповедания (Ион 2: 3–10). Тогда по повелению Божию морское чудовище извергло Иону на сушу.

Пророк пришел в Ниневию, призывая ее жителей к покаянию, те послушались его, покаялись, и город был пощажен Богом.

В Евангелии Господь Иисус Христос так пояснил значение трехдневного пребывания пророка Ионы во чреве кита: „Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, только знамение Ионы пророка. Как Иона был во чреве китовом три дни и три ночи, так будет Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи“ (Мф 12: 39–40). Следовательно, по указанию Спасителя, трехсуточное пребывание Ионы во чреве кита служило прообразом тридневного погребения и последовавшего затем Воскресения Господня.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.