Текст Надежды Муравьевой и официального сайта Московского Патриархата. Фото Александра Чурбанова и Глеба Пушменкова
23 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, в ходе визита в Нижегородскую митрополию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме.
У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители.
На богослужение из Свято-Троицкого собора обители была принесена рака с честными мощами преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх поклонился мощам преподобного Серафима.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий; митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; епископ Дальнеконстантиновский Филарет; епископ Городецкий и Ветлужский Августин; епископ Выксунский и Павловский Варнава; епископ Сормовский Иннокентий; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь Александро-Невского кафедрального собора Нижнего Новгорода; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство Нижегородской митрополии.
За богослужением молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельницы и насельницы монастырей Нижегородской митрополии, волонтеры Нижегородской епархии.
В храме присутствовали: заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко; полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров; председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас; председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Пахомов; глава Республики Мордовия Артем Здунов; губернатор Нижегородской области Глеб Никитин; депутат Государственной Думы ФС РФ Артем Кавинов; министр образования и науки Нижегородской области Ольга Петрова; министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова; начальник Главного управления МЧС России по Нижегородской области генерал-лейтенант внутренней службы Валерий Синьков; мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев; председатель городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев; председатель Арзамасской городской Думы Игорь Плотичкин; глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области Сергей Кучин; директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков; директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» Игорь Филиппов; заместитель генерального директора по развитию производственной системы государственной корпорации «Росатом» Сергей Обозов; старший вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК «Норильский никель»» Сергей Малышев; вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа и Нижегородской области, президент Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Роман Стронгин; народный артист Российской Федерации Aндрис Лиепа.
Богослужебные песнопения исполнил хор Дивеевской обители под управлением монахини Елены (Цараховой).
Патриаршее богослужение транслировалось на телеканалах «Союз», «Спас», ННТВ, сайте информационного агентства «Время Н» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Также верующие могли наблюдать за богослужением на экране, установленном перед храмом.
По окончании литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочел молитву преподобному Серафиму Саровскому у раки с его честными мощами.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Благовещения Пресвятой Богородицы.
Обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви, глава Нижегородской митрополии сказал: «Сегодня у нас исторический день. Продолжается написание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Преподобный Серафим Саровский оставил нам свои заветы, в том числе о том, что внутри Богородичной Канавки должен быть построен величественный храм. Мы знаем, что он говорил эти слова не от себя, а озвучил нам волю Царицы Небесной. Вы благословили нас на строительство этого собора. Благословили подъять, казалось бы, неподъемный труд. Но с помощью Божией, с Вашего благословения, молитвами игумении и сестер обители, трудами многих людей храм был воздвигнут. Это добрый плод. Это воздание славы Пресвятой Богородице от всего русского народа, от всей Русской земли. Наши предки умели призвать благословение Божие на свои труды, на наш народ и на все наше Отечество. Пусть же и этот храм будет служить символом Покрова Божия над нашей державой, над вашим Первосвятительским служением, дабы пожить нам всем тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. Сердечно благодарим Вас за визит и совершенное богослужение, за то, что Вы нашли время в своем плотном графике, чтобы утешить нас своими молитвами, наставлением и благословением».
Также к Святейшему Патриарху обратилась игумения Сергия (Конкова) и преподнесла святую просфору и складень с иконами преподобного Серафима и иконой Божией Матери «Умиление».
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Георгий! Многочтимая матушка! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
С совершенно особым чувством я взошел под сень этого величественного храма и с особым чувством совершал Божественную литургию. Когда смотришь на это великолепие, на эту золотую мозаику, на эти искусно созданные изображения, видишь, конечно, красоту, роскошь, богатство; и кому-то может прийти в голову вопрос: а что общего между этим золотом и смиренным старцем, который некогда жил здесь в избушке, который ходил, наверное, в рваненьком подрясничке, не имея ни нормальной одежды, ни нормальной пищи, ни нормального жилища? Что общего? Может быть, мы всё неправильно делаем, что золотом украшаем наши храмы? Может быть, надо так же, как преподобный Серафим? И ответ будет следующим: всё то, что мы видим, вся эта красота духовная создана людьми, талантливыми людьми, которые вкладывали в свое творение всё, что могли вложить — и силу духа своего, и интеллект свой, и профессионализм свой. Но, кроме того, как много людей жертвовали средства на то, чтобы здесь был возведен этот величественный храм! Действительно, в каждой мозаичинке — любовь и вера нашего народа. И как же не возблагодарить Господа за явление этого чуда, за строительство великого, прекрасного, замечательного храма в память о преподобном Серафиме Саровском!
Если человек стяжает для себя и только для себя — это грех, и Господь порицает такое стяжание. Если же люди от себя дают другим, разделяют с ними свои ресурсы, свои возможности, то этой жертвой часто искупаются грехи. Как нередко бывает, люди деловые, занятые, в храм не могут ходить достаточно часто и регулярно, но, принося свои жертвы и прося у Господа прощения, они получают это прощение, потому что от сердца жертвуют Господу, в том числе на украшение Божиих храмов. И потому величие храма, созданного на месте, где нес свое служение дивный старец преподобный Серафим, есть выражение веры современного русского православного человека, есть свидетельство его способности жертвовать, его способности разделять с другими то, что он имеет. И моя большая благодарность всем, кто внес свои средства в созидание этого замечательного величественного храма в память о преподобном Серафиме, всем, кто трудами своими, талантом своим содействовал и строительству, и украшению замечательного соборного храма Дивеевской обители.
И вот теперь следует задать такой вопрос. Если действительно всё то, что мы посвящаем Богу, в том числе наше материальное, преобразуется в духовное, то, может быть, и духовное преобразуется в материальное? Именно так! Чем больше мы жертвуем Господу, чем сильнее мы верим в Него, тем больше изменяется наша жизнь, а значит, наши мысли и поступки становятся другими — просветленными, возвышенными. В этих мыслях, в этих поступках, в этом целеполагании часто появляется кто-то другой, кто очень нуждается в нашей помощи, и меняется траектория человеческой жизни: от себя, любимого, к другому, который, по слову Божиему, становится ближним твоим.
Вот если таким образом будет развиваться духовная жизнь нашего народа, то Россия будет действительно непобедимой. Ведь сказанное полностью расходится с логикой развития современных так называемых цивилизованных стран, где человек всё делает в первую очередь для себя, ради личного обогащения, а уже потом, часто по остаточному принципу, решаются другие задачи, и в центре всего — человек, а не Бог. А вот в центре нашей православной цивилизации — Сам Господь, и во имя Божие мы трудимся, созидая духовные и материальные блага. И те, кто еще не трудится, должны трудиться во имя Божие, а чтобы это было действительно так, нужно всегда посвящать нечто от своего имущества Богу — очень часто через служение ближнему, тому, кто нуждается.
Господь нас судит не по словам — Он судит нас по делам. Благочестие наше — не по золоту, которым мы украшаем храмы, а по силе нашей молитвы. А золото должно помочь нам сильно молиться, потому что, взирая на эту дивную красоту, понимаешь, что люди пожертвовали ради нее Господу. Значит, есть в людях вера крепкая и сильная, и потому даже молитва в таком храме должна нас назидать и направлять к совершению добрых дел.
Дивеевская обитель всегда отличалась совершением добрых дел, и сегодня здесь многое делается для того, чтобы ближнему было жить лучше. Но главное, что здесь совершается, — это горячая молитва за Отечество наше, за Церковь нашу и за всех тех, кто просил насельниц этой обители совершать о них молитвенное поминовение. Молитва соединяет нас с Богом, так же как с Богом соединяют нас добрые дела. Вот и существуют эти две составляющие, без которых не может быть спасения. Вера без добрых дел мертва есть (см. Иак 2:20), и такой верой спастись невозможно. Как и добрые дела, которые никак не ориентированы по вертикали к Богу, к небу, чаще всего перестают быть добрыми и не приносят блага ни тому, кто их совершает, ни тому, кому они якобы адресованы. Вот почему вертикальное измерение жизни, от нас к небу, от каждого из нас к Господу, через святых угодников, есть единственное спасительное измерение жизни человеческой. И если бы было так в масштабах всей человеческой цивилизации, то в мире царили бы мир, благополучие, покой и любовь.
Но мы знаем, что это не так. Именно сегодня Отечество наше проходит через испытания, которые связаны с обращением в сторону России злых взглядов, злых помыслов, злой воли. Некоторые считают, что настало время, когда можно покончить с Россией. Почему? А потому что Россия — это альтернативный взгляд на мир, на Бога, на человека. Он не укладывается в рамки той запрограммированной системы, которая исключает Бога из жизни людей, и потому Россия для многих как бельмо в глазу. То, что сегодня происходит, — это не просто очередная военная кампания. Создается впечатление, что многим захотелось стереть с лица земли Русь православную. Но да не будет так! И потому сегодня наша особая молитва — за власти наши, за воинство наше, за Президента нашего, за всех тех, от кого действительно зависит исход той битвы, в которую мы не по воле своей вступили.
И ведь с нами — святые земли Русской и святой милостивый смиренный старец преподобный Серафим! Сегодня он тоже с нами, сегодня он тоже с Россией, потому что он оттуда, из Царства Небесного, с той точки, перед которой открыты горизонты вечности, видит и знает, что происходит с Отечеством нашим. А потому и к нему должна быть сегодня горячей молитва, чтобы своим предстательством ко Господу он даровал победу воинству нашему там, где идут военные действия, чтобы он умиротворил и умирил людей, чтобы прекратилась всякая междоусобная брань на земле исторической Руси и всякое нашествие иноплеменных.
Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и сию святую обитель. Аминь».
Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил игумению Сергию (Конкову) за труды и вручил ей памятный крест с украшением, в дар храму передал икону святителя Николая Чудотворца, верующим благословил раздать иконки Благовещения Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.
Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве Благовещенского собора Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря были награждены: полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров — орденом преподобного Серафима Саровского II степени; губернатор Нижегородской области, председатель правительства Нижегородской области Глеб Никитин — Патриаршим знаком храмостроителя; преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Алешин — орденом преподобного Андрея Иконописца II степени.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Георгия за труды на Нижегородской кафедре и поздравил верующих с праздником.
Справка:
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.
Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней. Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).
26 апреля 2012 года было положено начало строительству Благовещенского собора. В этот день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма.
Всего в Благовещенском соборе 12 престолов. Пять из них расположены в нижнем Успенском храме, семь — в верхнем Благовещенском.
Внутреннее благоустройство Благовещенского собора началось с нижнего храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все пространство которого было целиком покрыто мозаикой. Общий объем покрытия составил 1220 квадратных метров.
Первым в нижнем храме был освящен центральный Успенский престол 27 августа 2015 года. 17 ноября 2016 года был освящен придел в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому; 21 декабря 2016 года — придел в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, 6 мая 2017 года — придел в честь Собора Дивеевских святых; 4 мая 2018 года — в честь великомученика Георгия Победоносца.
В 2018 году мозаичные работы начались в верхнем Благовещенском храме.
11 мая 2019 года был освящен придел в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего); 26 июня 2019 года — придел в честь Сошествия Святого Духа на апостолов; 6 ноября 2019 года — придел в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм; 21 декабря 2019 года — Зачатьевский придел; 13 мая 2021 года — придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы; 26 июня 2021 года — придел в честь Собора Пресвятой Богородицы.
Уникальность Благовещенского собора в том, что он полностью выполнен в мозаике, его отличает насыщенность сюжетами, композициями и образами святых, а также разнообразие орнаментов, среди которых есть как классические растительные, геометрические, так и сложные комбинации этих узоров. Мозаичное убранство Благовещенского собора (а это почти восемь тысяч квадратных метров) включает огромную палитру цветов смальты.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.