Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня мы ставим перед собой задачи, которые превышают все то, что мы делали ранее»

Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня мы ставим перед собой задачи, которые превышают все то, что мы делали ранее»

15:18, 11 сентября 2009

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, отцы, братия и сестры!

Для меня большая радость совершить Божественную литургию со своими собратьями-архиереями, прибывшими из епархий Приволжского федерального округа, в этом величественном соборе Нижнего Новгорода, увидеть Церковь нижегородскую, объединенную вокруг своего святителя, увидеть молодые лица, услышать молодежный хор, увидеть много людей, которые, может быть, недавно пришли в храм Божий, но осознают себя членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви и с радостью сопереживают Таинство Святой Евхаристии.

Мы сегодня вспоминаем трагический случай из евангельской истории – мученическую кончину Пророка и Предтечи Иоанна. Это траурный день в календаре Православной Церкви: не полагается вкушать пищу, архиереи и священнослужители облачаются в те ризы, которые они одевают в дни Великого поста. Внешний облик духовенства, евангельские и апостольские чтения – все это призвано напомнить нам о произошедшей трагедии. Пророк и Предтеча Иоанн был умерщвлен. Умерщвлен по наущению жены Ирода, которая не могла простить его обличений в том, что незаконно она жила со своим новым мужем Иродом, потому что ранее была женой его брата. Конечно, царица сознавала свой грех. Не сознавала бы, так и не злилась бы. А злоба была такой, что она была готова умертвить Пророка, который пользовался огромным авторитетом среди народа, в том числе и авторитетом ее мужа. И она достигает своей цели, и пророческий голос Иоанна Крестителя умолкает.

Иоанн Креститель – выше всех, рожденных женами, как о нем говорит Слово Божие (Мф 11:11), потому что он был призван приготовить народ к принятию пришествия Спасителя – через покаяние. А всякое искреннее покаяние предполагает честный разговор, когда тот, кто приглашает к покаянию, задает нелицеприятные вопросы, как бы имеет право суда, имеет право сказать, что правильно, а что не правильно. Вот это и совершал пророк Божий Иоанн. Как говорится в Слове Божием, «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян 19:4). Он готовил людей к покаянию, чтобы они оказались способны принять слово Спасителя, Мессии Иисуса Христа.

Люди редко любят слышать правду о самих себе. В очень редких случаях, и только сильные люди. Большинство любят слышать о себе только хорошее и доброе. И когда это хорошее и доброе говорится, то предполагается, что человек в награду за добрые слова, часто лицемерные и ложные, должен делать что-то тому, кто их сказал. Вот на этой простой логике взаимного обмана строится большая часть нашей жизни. Проанализируйте свои беседы в компании, среди коллег, за столом, особенно там, где есть начальство, и вы сразу определите эту ложную ноту. Она свидетельствует о лицемерии и лжи. Те, кто говорят лживые слова, могут совершить и коварный поступок, будучи уверенными в том, что их ложь разоружает того, против кого они имеют недобрую мысль.

Ложь проникла не только в наши личные отношения с близкими – она присутствует и в общественных отношениях. А там, где ложь, не может быть покаяния, нет осознания греха, желания сбросить греховное бремя, а значит, нет искреннего желания идти навстречу Богу.

Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. Ведь кто-то наверное в недоумении пожимал плечами, кто-то наверное проклинал этого человека. Но как много людей в этих словах слышали Божьей правды, которая помогла им потом принять слово Божие! Он удобрил ту почву, на которую пали семена Христовой проповеди.

Иоанн Предтеча совершал пророческое служение, которое и есть провозглашение Божьей правды. И Господь был Пророком. Он нес и царское служение, и священническое, принося Себя в жертву за грехи людей, и пророческое, грозно обличая недостатки тогдашнего мира. Его слово было ясным, честным, а потому оно действительно, по слову апостола Павла, рассекало людей как бы обоюдоострым ножом, рассекало общество. Недаром сказано Христом: «Я пришел принести вам не мир, но меч» (Мф 10:34) Конечно, речь идет не о том, что Бог во Христе войну принес, а о том, что Его слово обоюдоострое способно рассекать человеческое сознание, отделяя добро от зла, и рассекать человеческое общество на тех, кто принимает это слово, кто готов жить по Божьей правде, и тех, кто ни при каких обстоятельствах этого не желает и готов бороться, в том числе и с этим словом, и с теми, кто его произносит.

Церковь Божия призвана продолжать служение Христа Спасителя: и царское, и священническое, и пророческое. А это значит, что Церковь призвана возвещать людям Божью правду. Ту самую правду, которая обоюдоострым ножом рассекает и общество, и личность человека. А это очень болезненная операция, и кто-то способен принять это усекновение в надежде, что добро будет отсечено от зла навсегда и, опираясь на добро, можно будет построить новую жизнь, а ведь кто-то этого не желает, кто-то комфортно себя чувствует во лжи, в пороке, в грехе, подобно тому, как жена Ирода комфортно чувствовала себя в этой греховной жизни и не пожелала слышать правды, рассекавшей ее существо. Она предпочитала пребывать в целостности своей жизни, подчиненной греху.

Церковь на протяжении всей своей истории провозглашает Божью правду. Служить Церкви однозначно предполагает иметь поддержку, сильную, крепкую, но иметь и противников. Но несмотря ни на что, Церковь в течение всей своей истории продолжала свое пророческое служение. В те времена, когда народ в большинстве своем признавал учительный авторитет ее, она говорила громко. Лучшие умы работали для Церкви, самые сильные мыслители стали церковными богословами. Мы их сегодня называем святыми отцами, которые оставили нам драгоценное наследие, патристическое наследие Церкви. Из этого наследия мы видим, как Церковь осуществляла свое пророческое служение во времена света и славы и какое огромное влияние слово правды оказывало на человеческую судьбу.

Но пришли другие времена, когда Церковь не смогла говорить громко слово правды — тогда она молчала. И в течение трех, почти четырех поколений жизни наших соотечественников Русская Церковь была церковью молчания. Она не могла перед лицом телекамер, перед лицом мира и общества обличать грех своего народа, потому что это обозначало бы для нее прекращение всякого служения. И она избрала молчание, но оно было красноречивее всякого слова. И народ все понимал. Он понимал, где Бог, правда, а где ложь и грех. И чудом Божиим сохранившись до нынешних времен, в которые она обладает свободой, Церковь сегодня опирается в первую очередь на тех, кто готов слышать ее слово. Церковь спокойно, никого не провоцируя и не возбуждая, содействуя единству и примирению своего народа, одновременно говорит о Божьей правде, продолжая великое пророческое служение Христа Спасителя, продолжая служение святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна.

А как же общество должно реагировать на это пророческое служение? Так, как реагировало в прошлом, затыкая рот, убивая пророков, отсекая их головы, заточая в тюрьмы и ссылки или просто подвергая естественной обструкции, изгнанию из сферы общественных отношений? Ведь все это было, и мы знаем страшные последствия этого исключения Церкви из общественной жизни. Общество проявляет свою гражданскую зрелость в том числе в способности слышать пророческий голос Церкви, не подзывая оруженосца с требованием усечь главу, но вслушиваясь и вдумываясь в пророческое слово Церкви, которая ничего не ищет для себя — ни денег, ни власти, ни господства, но только право быть голосом совести своего народа и говорить людям Божью правду, без которой народ теряет жизненные ориентиры и может заблудиться и погибнуть.

Вот и сегодня, продолжая пророческое служение, Церковь обращается к своему народу со словами любви и примирения. Голос Церкви сегодня смирен и добр, ибо Церковь не простирает своей власти даже в те сферы, где концентрируется человеческая сила. Она действует там, где нет человеческих сил, чтобы явлена была сила Божья. И от того, как Церковь своим смиренным голосом, своим безвластием и бессилием несет и любит Божью правду, от этого во многом зависит будущее народа.

Пусть память о трагическом событии евангельской истории — об усекновении главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна — поможет всем нам: и тем, кто говорит Божью правду, и тем, кто слушает это слово, во спасение своей души.

Я хотел бы поблагодарить вас, Высокопреосвященнейший владыка Георгий, за добрые слова, которые вы обратили в мой адрес, наипаче за те труды, которые вы несете здесь, в Нижегородской епархии. За последнее время сделано очень многое. Пребывая только двое суток на Нижегородской земле, я многое увидел, многое понял и по достоинству оценил.

Путь, который пройден епархией под управлением владыки Георгия, — это доброе, правильное и хорошее начало. Всячески поддерживая ваше начинание, я хочу призвать вас идти дальше по пути, цель которого — укрепление веры жителей нашей страны.

Сегодня мы ставим перед собой задачи более трудные, чем все то, что мы делали ранее, когда мы не имели возможности ни работать, ни говорить за пределами храма. Сегодня общество открыто и государство строит правовые отношения, в том числе с обществом, предоставляя в рамках существующих законов условия, вполне достаточные для того, чтобы мы говорили вовне Божью правду, употребляя все силы, но более всего Божью силу, для духовного возрождения всего народа. Ибо с этим мы связываем увеличение благосостояния, ослабление коррупции, преступности, укрепление семьи, снижение уровня потребления алкоголя, преодоление наркомании, сокращение разводов.

Сегодня Церковь нацеливается на решение этих задач, потому что Церковь сегодня не маленькая группа людей, молящихся в храме за плотно закрытыми дверями. Сегодня она является Церковью народа, и все, что она делает, она делает силами своего народа. Поэтому я также хотел бы сердечно поблагодарить областные власти в лице Валерия Павлиновича Шанцева, большое количество благотворителей, которые поддерживают Нижегородскую епархию. Это взаимодействие Церкви с гражданским обществом, с отдельными людьми, предприятиями сегодня и создает основу, надежный фундамент для построения нового типа церковно-государственных отношений, через которые Церковь извлекала бы еще больше возможностей служить духовному и всестороннему благу своего народа».

[v458]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.