Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Православная Церковь всегда стремилась воспитать в людях сознание необходимости жертвовать собой ради других»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Православная Церковь всегда стремилась воспитать в людях сознание необходимости жертвовать собой ради других»

15:35, 11 сентября 2009

Сайт Нижегородской епархии – Светлана Высоцкая
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 11 сентября выступил на открытии мемориала «Скорбящий ангел», посвященного нижегородцам, погибшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Обращаясь к губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву, мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию и другим собравшимся, Святейший сказал:

«Уважаемый Валерий Павлинович, уважаемый Вадим Евгеньевич, Ваше Высокопреосвященство!

Замечательно, что в этот день мы имеем возможность вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за жизнь других людей.

Это произошло не во время войны — это произошло в мирное время. Люди были вырваны из своих постелей, оторваны от работы, семей. Некоторые из тех, кто получил указание ехать в Чернобыль, даже не понимали, куда они едут, и уж никак не могли эту командировку связать в своем сознании со своей скорой смертью. Но когда люди прибыли в Чернобыль, все всё поняли.

Я вспоминаю те телевизионные кадры, которые герои доносили до всей страны, те поразительные образы людей – пожарных, вертолетчиков, водителей, других ликвидаторов, которые действовали в очаге колоссального радиоактивного излучения.

Я вспоминаю, как одну из таких передач я смотрел вместе с одним иностранцем. Он был в ужасе и спросил только: «А эти люди сознают, что они делают или от них скрывают?» Я сказал, что скрыть то, что произошло и что они видят, невозможно. Они все понимают, что они делают. «Но тогда это значит, что они сознательно идут на смерть», – сказал он. «Да, они сознательно идут на смерть», – ответил я. Это было непостижимо для моего собеседника из благополучной европейской страны.

Способность жертвовать собой – это, по слову евангельскому, высшее проявление любви. Тому, кто жертвует собой, прощаются все грехи. Его Бог сразу принимает в Свое Небесное Царство. Это подобно предсмертному крещению, которое омывает грехи согрешившего. Жертва омывает все грехи человека. Может быть, многие из тех, кто идут на такой подвиг, даже этого не знают. Но они идут, потому что они не могут не идти. Есть какая-то внутренняя пружина, которая двигает человеком, и она не связана с его образованием, положением, она связана с его воспитанием: каков он, как он сложился, какие ценности и идеалы были заложены в его душу.

Православная Церковь всегда стремилась воспитать в людях сознание необходимости жертвовать собой ради других, чтобы достигать благополучия окружающего мира. Это не означает, что жертва собой непременно предполагает смерть. Часто от нас требуется совсем немного – пожертвовать своим временем, деньгами, вниманием. Но как тяжело многим современным людям дается эта жертва, такая, казалось бы, незначительная и пустяковая.

Человечество будет развиваться, общество будет возрастать до тех пор, пока любовь и способность к жертве будут сохраняться в общественных отношениях. Когда это исчезнет, мы станем просто стаей зверей. Ведь с какой легкостью сегодня люди наносят ущерб друг другу – во имя богатства, во имя власти… Во что превращается нередко политическая полемика, противоборство властей, противоборство людей, владеющих деньгами. Общество, которое ориентировано на такую конкуренцию, на такую борьбу, становится нежизнеспособным. Для того чтобы мы могли в условиях свободной конкуренции оставаться людьми, сохранять добрые отношения друг с другом, мы должны помнить о героических поступках нашего народа, в частности о том, что совершили чернобыльские ликвидаторы.

Этот памятник нужен нам всем. Приходите к нему, думайте, особенно в тот момент, когда вам кажется, что вы должны сделать что-то особое для того, чтобы обеспечить свою выгоду, включая нанесение ущерба другому человеку. Подойдите к этому памятнику, помолитесь и вспомните об этих людях.

На примере святых, которые всегда были способны жертвовать собой, воспитывалась вся Русь, вся Россия. Этот образ положительного героя через художественную литературу пришел к нам. В том числе он воспитывал людей советского времени. Почему эти люди и оказались способными на жертву — потому что идеалы Святой Руси, пусть без упоминания о Боге, все же реально присутствовали в культуре советских людей. И дай Бог, чтобы все это никогда не пресекалось, чтобы никакие новые ложные цели и ценности не застилали нашего взора, способного прозревать суть вещей.

Мы воздаем сегодня память тем, кто погиб. Ни одна жертва не бывает напрасной. Всякая жертва есть жертва Богу. И всякая жертва несет в себе колоссальный потенциал духовного воздействия на людей. Тем, кто остался жив, я желаю крепости здоровья и помощи Божией.

Важно, чтобы и власти заботились об этих людях, чтобы они не чувствовали себя забытыми, как это иногда бывает, как иногда мы только в День победы вспоминаем о наших ветеранах. Общество должно нести ответственность за тех, кто жертвовал собой. Все то, что произошло в нашей истории, невозможно вычеркнуть и забыть. Но из всего этого мы должны делать правильные и нужные сегодня для каждого из нас и для страны в целом выводы.

Царство Небесное тем, кто душу свою отдал за други своя».

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.