Текст Андрея Рукавишникова. Фото Александра Чурбанова
15 мая, в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном, день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии.
Вместе с прихожанами на литургии молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
Во внимание к усердным трудам во славу Святой Матери-Церкви и ко дню Святой Пасхи митрополит Георгий вручил клирикам Нижегородской епархии патриаршие награды. Протоиерей Сергий Радаев удостоен права ношения креста с украшениями. Иерей Иоанн Лапшин удостоен права ношения палицы.
По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира.
По окончании литургии управляющий епархией обратился к собравшимся в храме со святительским словом. Он поздравил всех с праздником Воскресения Христова, причастников — с принятием Святых Христовых Таин.
В своей проповеди глава Нижегородской митрополии напомнил житие святых благоверных князей Бориса и Глеба.
«Подвиг святых князей Бориса и Глеба сыграл огромную роль в становлении и формировании русского государства и православной веры на нашей земле. В Святом Писании есть такие слова Иисуса Христа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29). Господь говорил, что большая сила человека — в кротости и смирении. Святые Борис и Глеб явили нам эту добродетель своими страданиями. В жизни каждого человека, семьи, города, страны и народа очень важно призвать благодать Святого Духа, которая всякая «немощная врачует, и оскудевающая восполняет». Русский народ в лице таких, как святые князья Борис и Глеб, сумел дать место в своей жизни Промыслу Божию и призвать благословение Господа на свои труды, и наша страна стала Святой Русью и Великой Россией. И сегодня, взирая на образ этих мучеников, мы восклицаем: «Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, молите Бога о нас, чтобы и нам стяжать кротость и смирение, и тогда Божие благословение будет в жизни нашей, и поживем мы во всяком благочестии и чистоте!» — добавил архипастырь.
Справка:
15 мая – день памяти святых благоверных князей российских Бориса и Глеба (†1015).
У святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, было 12 сыновей от разных жен. Для грубого язычника, каким тогда еще был князь, многоженство было вполне допустимо. Крестившись, князь Владимир остался мужем одной жены. Среди его сыновей были родившиеся незадолго до Крещения Руси Борис и Глеб — будущие мученики, и брат их Святополк — будущий убийца, прозванный в народе «окаянным».
Великий князь Киевский Владимир, уже больной и престарелый (после Крещения Руси в 988 году прошло 26 лет), послал одного из своих любимых сыновей Бориса во главе сильной дружины дать отпор печенегам, появившимся на границах Руси. Печенеги не пожелали вступать в бой и удалились, а князь Борис на обратном пути узнал, что его отец умер. Тогда дружина, с которой Борис ходил на врага, предложила ему пойти и занять княжеский престол в Киеве, на который уже поторопился сесть его брат Святополк. Предложение было вполне реальным. Учитывая быстроту и внезапность, силу дружины в 8000 человек (так указывает преподобный Нестор Летописец), Борис, несомненно, мог стать князем Киевским. Дружина и народ любили Бориса, а Святополка никто не любил, даже сам князь Владимир.
Но Борис отказался от предложения своих воинов, и они покинули его. Князь проявил не мягкотелость, а жертвенность, исполнение заповеди Христа. «Не подниму руки на брата моего (Святополка), да еще на старшего, которого мне следует считать за отца, — так говорил Борис, не желая быть участником распри, — да не прольется никакая кровь ради этого, а если уж суждено ей пролиться, то пусть это будет только моя кровь» — вот в чем высший смысл его действий. Он видел в своем поступке жертву ради любви к Богу, к своей дорогой Родине, даже к убийце-брату. Святополк, желая избежать конкуренции, решил убить всех братьев. Уже зная о посланных к нему убийцах, князь Борис молился: «…ради Тебя, Господи, умерщвляют меня сегодня… Знаешь, Господи, что я не противлюсь, не возражаю… не поставь брату в вину греха его».
После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца, великого князя Владимира, чтобы коварно убить второго возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило будущего святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Убийцы хладнокровно перерезали святому Глебу горло. Его смерть — пример христианского мужества и незлобия.
Господь прославил мучеников многими чудесами, а участь братоубийцы Святополка была ужасной. На Руси святые страстотерпцы Борис и Глеб всегда почитались молитвенниками за землю Русскую.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.