Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Новости > 14 января — великий праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого

14 января — великий праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого

12:55, 14 января 2011

Сайт Нижегородской епархии.Текст Дмитрия Романова.

Праздник установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции в этот день был обрезан, и при этом Ему было дано имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику, — Иисус (Спаситель). Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, „ибо Он спасет людей Своих от грехов их“ (Мф 1: 21).

В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха.

По смирению Своему Господь принимает положенное грешным людям, как об этом писал святитель Димитрий Ростовский: „В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех“.

О духовном значении этого праздника рассказал главный редактор НП ПЦ «Глагол» священник Василий Спирин: «Ветхозаветный закон требовал, чтобы всякий иудей мужского пола был обрезан, а обряд этот было принято совершать на 8-й день после рождения младенца, поэтому Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли рожденного Богомладенца Христа в молитвенное собрание для того, чтобы совершить над Ним положенный обряд.

Впоследствии Сам Иисус Христос, придя креститься в водах Иордана, скажет Иоанну Крестителю, что „так надлежит нам исполнить всякую правду“ (Мф 3: 15). Эти слова означают великую любовь Бога к людям и непостижимое умаление Божества: Бог, установивший Закон, Сам подчиняется этому Закону, показывая Свое единство с людьми. И хотя в Церкви Христовой обряд обрезания был заменен таинством Крещения, в церковном календаре сохранилось воспоминание о том, как обрезание было совершено над Младенцем Иисусом. Во многом это связано с тем, что все события из земной жизни Господа имеют спасительный характер.

Спасение человечества, исцеление падшей человеческой природы не произошло в мгновение ока. Напротив, оно происходило постепенно, по мере того как Сын Божий проживал человеческую жизнь. Именно это „неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное“ соединение Божественной и человеческой природ в Личности Христа стало отправной точкой нашего спасения.

В этот же день Святая Церковь чтит память своего великого учителя и святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Заслуги святителя перед православным богословием невозможно переоценить. Именно этот отец Церкви нашел подходящие понятия для изъяснения истинного учения о Святой Троице. В течение всей своей недолгой жизни (330–379) святитель Василий боролся против арианской ереси, одновременно разрабатывая дисциплинарные правила монашеской жизни. На мой взгляд, далеко не случайно, что память святителя Василия в церковном календаре совпадает с воспоминанием Обрезания Господня. Кесарийский святитель учил, что Господь Иисус Христос был „един от Святыя Троицы“, и то, что Он добровольно исполнил в Своей земной жизни ветхозаветный Закон, свидетельствует о том, что Он есть истинный „Господин субботы“ (Мф 12: 8)».

[v1603]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.